Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Еже­ли толь­ко бу­де­те про­дол­жать над­ле­жа­щее пос­лу­ша­ние и по­ви­но­ве­ние, и все­воз­мож­но бу­де­те ста­рать­ся отк­ры­вать свои де­я­ния и все от мыс­лен­но­го вра­га-ди­а­во­ла по­мыс­лы, и пот­щи­те­ся во всем во­лю свою от­се­кать и ни в чем сво­е­му по­мыс­лу не ве­рить, и са­мом­не­ния и осуж­де­ния уда­ля­ти­ся, яко от смер­то­нос­но­го яда, и с со­дей­стви­ем по­мо­га­ю­щей бла­го­да­ти се­бе пот­щи­те­ся исп­ра­ви­ти, то дерз­но­вен­но ре­ку, яко вся­чес­ки Все­ми­лос­ти­вый Гос­подь не ток­мо от вре­да ув­ра­чу­ет, но и да­ру­ет да­ры — сми­ре­ния, раз­суж­де­ния!..

преп. Лев

Как же быть тем, ко­то­рых как бы не­воль­но тре­во­жат и бес­по­ко­ят не­лю­бовь и зло­ба, за­висть и не­на­висть или сму­ща­ет не­ве­рие? Преж­де все­го долж­но об­ра­тить вни­ма­ние на при­чи­ны сих страс­тей и про­тив этих при­чин упот­ре­бить при­лич­ное ду­хов­ное вра­че­в­ство. При­чи­на не­ве­рия — люб­ле­ние зем­ной сла­вы, как сви­де­тель­ству­ет Сам Гос­подь во Свя­том Еван­ге­лии: ка­ко мо­же­те ве­ро­ва­ти, сла­ву друг от дру­га при­ем­лю­ще, сла­вы же от еди­но­го Бо­га не ище­те (Ин. 5, 44). А за­висть, и зло­ба, и не­на­висть про­ис­хо­дят от гор­дос­ти и от не­и­ме­ния люб­ви к ближ­ним.

преп. Амвросий

Мо­лит­ву Ии­су­со­ву про­из­но­си про­тив блуд­ных ис­ку­ше­ний, а в гнев­ных ис­ку­ше­ни­ях мо­лись за то­го, на ко­го скор­бишь: „Спа­си, Гос­по­ди, и по­ми­луй та­кую-то и ее свя­ты­ми мо­лит­ва­ми по­мо­зи мне ока­ян­ной и греш­ной“.

преп. Амвросий

Беседа с иереем Тихоном Худяковым о жизни и служении протоиерея Леонтия Никифорова (1930–2018) в советский период

21 апреля 2024 года в рамках «Оптинского лектория» состоялась встреча-беседа с иереем Тихоном Худяковым, настоятелем храма Преображения Господня в селе Нижние Прыски, который находится неподалеку от монастыря Оптина пустынь.

Протоиерей Леонтий Никифоров (1930–2018) прослужил в этом храме более 55 лет и оставил после себя большое количество фотографий, письменные источники и устные рассказы о монастыре и людях, посещавших обитель еще до ее открытия. Отец Тихон представил фотографии из личного архива отца Леонтия и рассказал о его жизни, служении, а также о духовных лицах, с кем довелось быть современником и общаться покойному пастырю.

На фотографиях, представленных во время беседы, можно было увидеть святителя Луку (Войно-Ясенецкого), митрополита Гурия (Егорова), архиепископа Ермогена (Голубева), архимандрита Бориса (Холчева), сыгравших большую роль в утверждении в вере тогда еще совсем молодого отца Леонтия.

Также были представлены материалы, свидетельствующие о посещении обители и могил Оптинских старцев в годы богоборческой власти архимандритами Кириллом (Павловым) и Наумом (Байбородиным) и многими другими духовными лицами и их чадами. Все это свидетельствует о том, что даже во времена закрытия монастыря не оскудевал поток верующих людей в обитель, и благодатный свет Оптинского старчества согревал души сотен и тысяч верующих людей.

Отец Леонтий Никифоров имел особое попечение о могиле старца Нектария в заброшенной на тот момент деревне Холмищи (ныне – Ульяновский район Калужской области), общался и возил туда живых на тот момент духовных чад батюшки. Также ревностный пастырь сохранил в своем храме, а впоследствии и передал в обитель несколько икон, принадлежавших Оптиной пустыни до революционных событий 1917 года.