Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бе­ре­ги­те свя­тую ве­ру, это не­о­це­нен­ное сок­ро­ви­ще, с ним вой­де­те в Царство: ведь не для ма­ло­го мы тру­дим­ся, а для за­во­е­ва­ния Царства, да еще ка­ко­го — Не­бес­но­го! Хо­тим сде­лать­ся его граж­да­на­ми.

преп. Варсонофий

Был че­ло­век бо­гат, стал вдруг ни­щим, это тя­же­ло, но поп­ра­ви­мо. Был здо­ров, стал боль­ным, и это поп­ра­ви­мо, — ибо с ни­щим и с боль­ным есть Хрис­тос. А по­те­ря­ешь ве­ру — ве­ли­кое нес­частье. Оно тем ужас­но, что нет у че­ло­ве­ка ни­ка­кой опо­ры.

преп. Варсонофий

Те­перь приш­ло вре­мя ис­пы­та­ния, в ве­ре ли мы? Ве­ру мо­жет соб­люс­ти тот, кто го­ря­чо и ис­крен­но ве­рит, ко­му Бог до­ро­же все­го. Сох­ра­нить ве­ру мо­жет толь­ко тот, кто хра­нит се­бя от вся­ко­го гре­ха по Еван­гельс­ко­му сло­ву: Свет при­иде в мир, и воз­лю­би­ша че­ло­ве­цы па­че ть­му, не­же свет: бе­ша бо их де­ла зла... (Ин. 3, 19).

преп. Никон

Преподобномученик Пафнутий (Костин)

7 (20) января

Преподобномученик Пафнутий родился в 1866 году в деревне Победное Мценского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Федора Костина и в крещении был наречен Борисом. Первоначальное образование он получил в сельской школе. Борис был младшим у родителей, и отец благословил его идти в монастырь. Он поступил в Оптину пустынь и на тридцать четвертом году жизни – 5 августа 1900 года – был пострижен в монашество с именем Пафнутий; 23 августа 1904 года он был рукоположен во иеродиакона, а 8 августа 1910 года – во иеромонаха.

26 июня 1914 года иеромонах Пафнутий был командирован в качестве священнослужителя в Управление 8 бригады Госополчения Московского Военного Округа. По окончании Первой мировой войны он вернулся в обитель и служил в ней до ее окончательного закрытия в 1923 году. После выселения из монастыря отец Пафнутий поселился в деревне Сосенка Козельского района Калужской области и стал совершать те или иные требы по просьбе крестьян.

В 1937 году иеромонах Пафнутий посетил свою родину, вероятно, думая остаться здесь до своей кончины – в это время он уже был болен туберкулезом, но Господь определил иначе. Узнав, что за ним следят и уже сотрудники НКВД приходили и интересовались приехавшим монахом, он возвратился в деревню Сосенка. Здесь он сильно разболелся и во время болезни – 13 декабря 1937 года – был арестован и заключен в камеру предварительного заключения при Козельском районном отделении НКВД. Тогда же в течение четырех дней были арестованы супруга священника, служившего до своего ареста в Благовещенской церкви в Козельске, староста этой церкви и шесть монахинь и послушниц Шамординского монастыря. Все они обвинялись в том, что, встречаясь в доме супруги арестованного священника и «будучи враждебно настроены к политике советской власти, взаимно договорившись между собой, собирали нелегальные религиозные сборища, куда вовлекали отсталую часть колхозниц и колхозников, распространяли религиозные листовки и проводили контрреволюционную агитацию среди населения...»[1].

Сразу же после ареста следователь допросил отца Пафнутия.

– Следствие располагает свидетельскими показаниями о том, что вы как... монах состояли в контрреволюционной организации, возглавляемой попадьей... проводили по ее заданию среди населения контрреволюционную агитацию против советской власти и ее мероприятий. Следствие требует дать правдивые показания.

– Виновным себя в этом не признаю, в контрреволюционной организации я не состоял и агитации не вел.

– Следствие располагает данными о том, что в декабре 1936 года вы проводили контрреволюционную агитацию против переписи населения. Требуем правдивых показаний.

– Виновным в этом себя не признаю...

– Следствие имеет точные данные о том, что вы по заданию попадьи... проводили в декабре 1937 года контрреволюционную агитацию против выборов в Верховный совет. Требуем правдивых показаний.

– Виновным себя в проведении контрреволюционной агитации не признаю, и против выборов в Верховный совет не выступал.

– Признаете ли себя виновным в предъявленном обвинении?..

– Виновным себя в предъявленном обвинении... не признаю...

16 декабря 1937 года было составлено обвинительное заключение и дело отправлено на рассмотрение внесудебной тройки. Судя по тому, как развивались дальнейшие события, материалы дела были переданы лишь на отца Пафнутия, и 5 января 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Монахини, церковная староста и жена священника, найдя, вероятно, возможность договориться со следователями, в феврале 1938 года были из-под стражи освобождены.

Иеромонах Пафнутий (Костин) был расстрелян на рассвете дня праздника Богоявления, 19 января 1938 года, и погребен в общей безвестной могиле.

Игумен Дамаскин (Орловский)

Источники:

ГАКО. Ф. 903, оп. 1, д. 339, л. 14, 103 об.
УФСБ России по Калужской обл. Д. П-13238.
Архив Оптиной пустыни. Фонд новомучеников и исповедников.

[1] УФСБ России по Калужской обл. Д. П-13238, л. 11.