Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да за­ме­ча­ешь за со­бою са­мо­на­де­я­ние, то, при слу­ча­ях и при по­мо­щи Бо­жи­ей, са­мо­у­ко­ре­ни­ем оно ис­то­рг­нет­ся.

преп. Макарий

Са­мо­оп­рав­да­ние зак­ры­ва­ет ду­хов­ные очи, и тог­да че­ло­век ви­дит не то, что есть на са­мом де­ле.

преп. Никон

На­до сми­рен­но о се­бе ду­мать и сми­ре­ни­ем раст­во­рить вся­кое свое де­ла­ние, но лож­ное сми­ре­ние, выс­тав­ля­е­мое в из­ви­не­ние сво­е­го не­же­ла­ния и ле­нос­ти под­ви­зать­ся, да­ле­че отог­нать: „Где уже нам, греш­ным, это де­лать. То бы­ли лю­ди свя­тые..." Так при­хо­дит­ся слы­шать тех, кто не хо­чет тру­дить­ся для сво­е­го спа­се­ния. Мож­но им от­ве­тить: да, это вер­но, но и свя­тые, очень час­то, преж­де бы­ли ве­ли­кие греш­ни­ки, ста­ли свя­ты­ми, под­ви­за­ясь, по­э­то­му греш­ни­ком се­бя счи­тать – счи­тай, а на доб­ро се­бя по­нуж­дай. Бу­дет поль­за. Са­мо­оп­рав­да­ние – ко­рень зла.

преп. Никон

Страстная седмица. Великая Среда

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры! Сейчас идет Страстная седмица – все эти дни связаны с шествием на страдания Господа нашего Иисуса Христа и с Его страданиями. Вот мы в эти дни здесь собираемся в храме, нас очень много, и служба, такая, очень непростая – она тяжелая, где-то часов пять длится, поклоны… И у всех это всё проходит по-разному. И, наверное, вряд ли, что все эти 5 часов мы стоим и нам хорошо, комфортно, благодатно. Большая часть, наверное, стоит и испытывает тяжесть: тяжело и физически, и духовно нести вот эту нагрузку. Но для чего это всё нужно?

Старец, схиархимандрит Виталий (Сидоренко), сказал такую вещь, что каждый день Страстной седмицы освящает каждый день года, то есть понедельник Страстной седмицы освящает все понедельники, вторник – все вторники, среда – все среды. Поэтому вот этим пребыванием в храме мы освящаем весь наш год, призываем Божию помощь и Божию благодать. Потому что в эти самые скорбные для Господа дни Его жизни мы стараемся быть здесь, с Ним, и даже немного чуть-чуть пострадать за Него.

Вообще, вся тема этой недели – это тема страданий, и эта тема – она самая, наверное, тяжелая. Та тема, когда больше всего у людей возникает вопросов к себе, к Богу. И вот эту неделю читается книга Иова – в этой книге повествуется о человеке высочайшей праведности – тем более в языческие времена – высочайшей праведности. Там повествуется о том, что Иов приносил каждый день жертву Богу с мыслью: «А вдруг даже в помысле своем дети мои согрешили против Бога?» Вдруг даже в помысле – говорит – они согрешили... Этот человек был безупречной праведности. И признаком, особенно в ветхозаветное время, благословение Божие – это было материальное благополучие: количество детей – чем больше, значит тем более ты благословенный; чем ты богаче – то же самое.

И тут этот человек в один момент – не просто на протяжении какого-то длительного периода, постепенно, а прямо в один момент – теряет всё. Он теряет свое имущество, он теряет свое состояние, он теряет даже свою семью, своих детей – потерял всё в один момент. Там прямо повествуется, пока один его слуга докладывал, что сгорели все его дома, другой докладывал, что украли все его стада, третий докладывал, что убили всех его прислужников, а четвертый пришел и сказал, что все дети твои погибли. Он разодрал свои одежды и сказал: Бога дал – Бог взял. Буди имя Господне благословенно отныне и до века. Эту фразу уже много тысяч лет мы на богослужении поем – вот эти благословенные слова.

Но это было не всё. А дальше он еще потерял единственное, что у него было – он потерял здоровье: он весь покрылся гнойными пятнами. А по законам того времени эти люди изгонялись из городов. И вот страдания, его тяжесть, в том числе, заключаются в одиночестве. Человек в эти мгновения очень одинок. Даже Христос – мы будем вспоминать – молился в Гефсиманском саду, просил Своих учеников побыть с ним, но они все спали. А когда распяли на Кресте – Господь переживал пик страданий, потому что Он воскликнул: Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня? То есть в моменты страданий человек остается один, и никто не может ему помочь, разделить его скорбь и понять его: ни мама, ни папа, ни дети, ни друзья, и даже на какое-то время Господь Бог отходит от человека.

Вот эти страшные минуты, поистине очень страшные, но для чего они нужны? В эти минуты встает огромное количество вопросов, но, наверное, сложно в эти мгновения на них ответить, эти ответы – они приходят как раз потом, когда появляется результат. И вот эти страдания – это горькая таблетка от той болезни, которую мы вспоминали перед началом Великого поста – Адамово изгнание: как Адама обманул дьявол, сказал: «Нарушь заповедь – и будешь как Бог». И вот эта страшная болезнь исцеляется страданиями. Человек в момент этих страданий переживает всю глубину своего ничтожества, что он просто полный ноль. И вот это состояние – если человек его как-то принимает, переживает с верой в Бога – оно делает его достойным Царствия Небесного и вечного блаженства в Боге.

Поэтому эта тема самая важная и самая тяжелая. Вот, кстати, Иов, когда уже на пике страданий начал задавать Богу страшные вопросы, каждый из них начинался: «За что, почему? За что, почему? За что, почему?» Бог очень интересно ему ответил. Он явился Иову, который вызывал на суд Бога, и Он показал Иову – можете там еще перечитать, очень будет полезно – показал Свое всемогущество и Свою всепремудрость и задал ему встречный вопрос, Он говорит: «А ты кто такой, чтобы быть мне советчиком?» И вот Иов, который, казалось бы, какое-то время назад, короткое, считал себя полным права и достоинства Богу задавать как бы так дерзко вопросы, и, наверное, любой, кто со стороны бы посмотрел, с Иовом бы согласился, что, действительно, Иов достоин задать эти вопросы. Иов сказал: «Господи, я познал, что я прах и пепел, я познал».

Иову было возвращено всё: дети и дома – всё. И Иов стал прообразом Христа, поэтому эту книгу сейчас читают в дни Страстной седмицы. Поэтому, дорогие о Господе братья и сестры, вот сейчас мы стоим на службе, и вообще всю эту неделю очень непросто, особенно тем, кто старается как-то и в храме быть, и с Богом, и по совести. И не переживайте, результат тех трудов, которые мы несем эту седмицу, мы, может быть, не увидим сразу, но они обязательно будут впоследствии, что Господь нас благословит и в трудную минуту в течение всего года будет помогать нам. Всем Божией помощи. Спаси Господь.

Иеромонах Филофей (Магеррамов)