Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нуж­но быть во всем ак­ку­рат­ным и вни­ма­тель­ным. Вни­ма­тель­ность, точ­ность и ак­ку­рат­ность в де­лах и сво­их обя­зан­нос­тях да­же бу­дут спо­со­б­ство­вать ут­рен­ней ду­шев­ной соб­ран­нос­ти ва­шей, ког­да вы при­вык­не­те ко вни­ма­тель­нос­ти.

преп. Варсонофий

Ан­ге­ли с пас­тырь­ми сла­вос­ло­вят. За что та­кой чес­ти и сла­вы спо­до­би­лись прос­тые пас­ты­ри? За свое прос­то­сер­де­чие и за прос­той об­раз их жиз­ни, ко­то­рую свя­той Ио­анн Зла­то­уст по су­ро­вос­ти и ли­ше­ни­ям упо­доб­ля­ет жи­тию Пред­те­чи. Ели они толь­ко один хлеб и пи­ли из ис­точ­ни­ка во­ду, где при­хо­ди­лось. А ска­за­но в псал­мах: от по­то­ка на пу­ти пи­ет, се­го ра­ди воз­не­сет гла­ву (Пс. 109, 7). Кто же пи­та­ет­ся рос­кош­ны­ми сне­дя­ми и пь­ет до­ро­гие пи­тия, то­го мысль не мо­жет воз­но­сить­ся го­ре, а бро­дит и прес­мы­ка­ет­ся до­лу по зем­ле.

преп. Амвросий

Воз­дер­жа­ние имей по си­ле и об­ра­ти вни­ма­ние на внут­рен­нее де­ла­ние: са­мо­у­ко­ре­ние, сми­ре­ние, тер­пе­ние, лю­бовь; ближ­них не за­зи­рай и не осуж­дай, свои гре­хи и не­мо­щи смот­ри.

преп. Макарий

Страстная седмица. Великий Вторник

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Дорогие братья и сестры, сегодня мы все с вами пришли в храм. И чему нас учит Святая Церковь? Сегодня у нас Великий Вторник, и в этот день много лет назад Господь пришел в храм и давал последнее наставление не только апостолам, но и всему роду человеческому. Вот все те притчи, которые сегодня мы слышали, все эти слова о Страшном суде – все это должно было приготовлять не только апостолов, не только жителей того века, но и всех христиан. О чем сегодня Господь говорил в храме Иерусалимском людям? Чтобы мы бодрствовали каждый час, каждое мгновение. Вот эта притча о талантах, притча о девах и светильниках. Посмотрите, как очень важно для нас все это понять не просто умом, но и сердцем.

Многие люди говорят такие вещи, что я оставлю свое покаяние на потом, может быть, перед смертью; я, может быть, оставлю на потом свое исправление, а сейчас буду жить как написано: «Пей, душа, веселись!». Но о дне и часе том, когда наступит последний день жизни твоей никто не знает. И вот Господь предупреждает: «Не будьте нессмысленными, а бодрствуйте и молитесь». А делов-то очень совсем мало: надо просто смотреть за собой. Для чего нам дано простое молитвенное правило? Мы каждый день утром молимся, просим благословения Божьего на целый день, и каждый вечер приходим домой, заключаем себя в клеть своего дома, и вот в этой клети мы должны что делать? Вспомнить: «А что же сегодня было со мной плохого? Что же сегодня было хорошего?» И вот, как эти девы имели пламя веры – да, у них были в руках светильники, но у них не было масла – у них не было добрых дел.

И вот человек пришел домой вечером и не помолился, лег спать, не осознав, что же произошло, не проведя анализ, а что же было сегодня? Хоть что-то доброе он сделал не во имя бабушки, переходящей дороги, не во имя страдающего человека, а во имя Христа? Что он сделал по любви к Богу, где он себя переступил, где он что-то сделал такое, что его отличает от обычного человека, делающего добро во имя добра, как нас учит мирская наука, не Божья наука. Бог нас учит делать все по любви именно к Нему, то есть возлюби Господа Бога твоего, а потом уже ближнего своего, как сам себя. Вот этому нас учит Священное Писание и Божьи законы. Господь говорит нам: «Не бойтесь остаться наедине с собой и заглянуть в свое сердце». Да, сначала вас ужаснет тот вид, который вы увидите, этих змей, этого яда греха, который проник в сердце. Но потом, обращаясь в молитве, вот эти вечерние молитвы читая, человек как раз перестает бояться, что он не один борется со всем этим ядом, со всеми этими змеями, там затаившимися.

Кто-то сегодня научил чему-то плохому, что-то плохое рассказал, и это проникло в мое сердце, на кого-то человек подумал плохо, кому-то позавидовал, кому-то отомстил, кого-то осудил – и вот это все остается в сердце. Да, не получилось исповедоваться вечером на вечерней службе у человека, это не всегда удается сделать возможным, но хотя бы в вечерних молитвах осознать все это. И вот когда мы все это будем делать – осознавать это – тогда уже к исповеди священнику, когда мы придем в храм, мы будем готовы. А не будем стоять и говорить: «Батюшка, я вот год не исповедовался, я ничего не помню – ничего. И не было в моей жизни плохого». Но это же ложь. А потом человек идет на причастие и думает, что он получит благодать Божью. А как? Там же змеи сидят в сердце. О какой благодати может быть речь, если ей некуда туда поместиться? Змеи оттуда не вытащены, они все там клубком свились. И человек думает, что, причастившись, он на самом деле сделал себе еще горше.

И вот Господь сегодня, в Великий Вторник, нас призывает к тому, чтобы мы как раз посвятили оставшиеся дни перед Светлой Пасхой, чтобы мы сели или встали, или как угодно, но просто, чтобы мы занялись изучением своего сердца, очистили его от всего, что там скопилось за многие-многие дни, может быть, годы. И не надо бояться, потому что Господь всегда с нами. Он об этом постоянно говорит в Священном Писании, что: Я с вами, не бойтесь. Сколько раз Господь в Священном Писании призывает нас не бояться. Да, нам страшно, да, мы боимся, может быть, по стыду, может быть, действительно, из страха смерти. Но не надо бояться, потому что Господь есть Любовь. Христиане как раз и отличаются от людей всего мира, что наша правда зиждется на Истине. То есть многие пытаются найти истину, создают свои собственные религии, ищут путь к Богу… А нам не надо ничего искать. Мы уже рождаемся в этой Истине. Бог пришел на землю, чтобы спасти человека, взял наше тело человеческое, обожил его, поднял на небо. Всё. В этом вся суть Священного Писания, всего спасения человечества. Человек когда-то пал, Сам Бог пришел на землю, взял это падшее существо и поднял с собой наверх, на небеса. В этом вся истина, вся правда, не надо ничего больше искать, надо только принять это всем своим сердцем, всей своей душой, всеми своими помыслами, и жить в этом и радоваться жизни.

И не надо говорить, что христиане такие скорбящие. Нет, мы скорбим не потому, что как люди говорят, как им кажется, что вот они скорбят потому и потому. Нет, мы скорбим, должны скорбеть потому, что мы не так, не в той степени любим Бога как должно. Всё. Вот она должна быть конец нашим скорбям, вот это самая великая скорбь, какая есть у человека: «Я должен Бога любить так, а я Его не люблю в той степени, в какой должен». Вот об этом скорбь. И это скорбь истинного сына или дочери человека. Вы же сами знаете, как постоянно говорят, что есть несколько степеней любви к Богу: степень раба, степень наемника и степень сына. И вот сын относится к Богу не потому, что он боится, что Он его накажет, сын что-то делает, какие-то добрые дела как наемник: «Господи, я тебе – доброе дело, а ты мне – спасение». Нет. А сын делает для Бога или дочь делает для Бога потому, что: «Господи, мне не надо ничего, просто я хочу сделать для Тебя добро, потому что я Тебя люблю, потому что Ты мой Отец». Вот когда человек входит в это состояние дочери и сына к Богу, тогда он становится святым.

А к этому и призывает нас Священное Писание, Святая Церковь и все, что есть в мире доброго, чтобы мы стали истинными сынами и дочерями Бога, чтобы мы не боялись всех этих нападений сатаны, всех этих бесовских сил, потому что все они, нападая на нас, знают, что у нас есть всегда то, чего нет у них: нам даровано смирение, а у них у него нет. Этим мы отличаемся от духов небесных. То есть у нас есть смирение, которое нам дает Господь Бог для того, чтобы мы как раз могли смирить себя, свою гордыню, свои страсти, свои помыслы, свои желания и полностью предать себя в волю Божию. В этом заключается как раз истина нашего спасения: предать себя в волю Божию и жить радуясь. Потому что всем нам в Священном Писании обещано спасение во Христе. Молитвами всех святых угодников Божьих, которые сделали то, что написано в Священном Писании, которые соблюли все эти законы, Господи, помоги нам произвести труд над своими сердцами, над своими душами и изменить себя, и сделать себя хоть чуть-чуть лучше и приготовить себя к Царству Небесному. Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)