Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Хо­тя к че­ло­ве­кам мы и долж­ны об­ра­щать­ся за по­мощью ду­шев­ной и те­лес­ной, но ус­пе­ха в сих об­ра­ще­ни­ях долж­ны ожи­дать от ру­ки Гос­под­ней.

преп. Никон

Ни­ког­да нель­зя на­де­ять­ся на че­ло­ве­ка. Это – ве­ли­кая и ро­ко­вая ошиб­ка. Без оп­ре­де­ле­ния на то Бо­жия не за­щи­тит и не уте­шит че­ло­век. Бес­си­лен че­ло­век без Бо­жи­ей по­мо­щи.

преп. Никон

Ес­ли бу­дем при­бе­гать ко Гос­по­ду, то Он по­се­тит нас, вой­дет в на­ше серд­це, за­щи­тит нас, пок­ро­ет от вся­ких ис­ку­ше­ний, бу­дет для нас стол­пом креп­ким от ли­ца вра­жия и при­ве­дет нас не­заб­луд­но к край­не­му пре­де­лу на­ших же­ла­ний и стрем­ле­ний, к веч­но­му бла­же­н­ству, в Царство Не­бес­ное.

преп. Никон

Передвижной храм на колесах в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» 

О полевом стане.

Многие монастыри сегодня занимаются сельским хозяйством, пополняя рацион братских трапезных овощами, выращенными на монастырских полях. Занимается сельхозпроизводством и Оптина Пустынь, практически полностью обеспечивая себя овощами. Среди возделываемых культур — картофель, капуста, свекла, тыква, морковь, лук, чеснок, огурцы, помидоры и даже фасоль. Кроме того, на полях, принадлежащих монастырю, каждый год вызревает хороший урожай пшеницы, ячменя, овса, специально высеваются медоносные культуры, рядом с которыми потом размещается монастырская пасека.

Однако, выращивание целого ряда культур и сбор меда требует от братии, несущей эти послушания, частых выездов из монастыря. Необходимо оперативно следить за состоянием посевов и реагировать на возникающие в процессе их выращивания проблемы. Поля же находятся на значительном удалении от монастыря. Поэтому каждый год, на протяжении вот уже многих лет, монастырь в районе своих сельхозугодий разворачивает полевой стан.

Вывоз передвижного храма на полевой станПолевой стан — это несколько единиц тракторов и сельхозмашин с навесными орудиями, вагончики-бытовки для проживания братии и послушников, полевая кухня, пасечное оборудование, ульи и другие приспособления, необходимые в быту.

Из-за специфики работ паломники и монахи не имеют ежедневной возможности посещать положенные по уставу богослужения, и, таким образом, лишаются важнейшего элемента монастырской жизни — богослужения. Но жизнь монаха невозможна без посещения храма! Только преуспевшие монахи, да и то преимущественно в былые времена, допускались к самостоятельному проживанию по типу древних отшельников. Большинство же прочих обязано для своего преуспеяния регулярно посещать богослужения.

О храме

В 2006 г. было принято решение построить передвижной храм на колесах. Эта идея всеобщими стараниями скоро нашла свое воплощение в деле. За основу была взята платформа от передвижной военной бытовки, к которой был приварен железный каркас, впоследствии обшитый досками.

Храм на колесах первый раз приступил к несению «боевого дежурства» на монастырских полях в весенне-летний сезон 2006 г. С этого времени началась новая жизнь полевого стана. И теперь это уже не временное пристанище или «бивак» для проживающих там монахов и послушников, по типу туристского лагеря, но что-то вроде полноценного монастырского скита, где есть свой храм, проходят литургии, можно исповедоваться и причащаться.

Можно сказать, что в Оптиной Пустыни теперь два животворных источника — один в монастыре — это мощи преподобного старца Амвросия (из тропаря преподобному.: «Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие отче наш...»), и второй, на полевом стане — храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». И как первый служит «всем с верою притекающим к нему», то есть к молитвенному заступничеству прп. Амвросия, так и второй утоляет духовную жажду братии и паломников, живущих на полевом стане. Небольшой деревянный храм светло-коричневого цвета с маленькой золотистой луковкой на крыше становится на время полевых сельхозработ тем духовным центром, вокруг которого строится жизнь братии и паломников на «полевом стане».

Храм невелик — 9,56 метров в длину и 3,57 в ширину. Весной он транспортируется трактором в район полевого стана, а осенью возвращается на место своей стоянки на подсобном хозяйстве монастыря. Символично, что в пятницу Светлой Седмицы по церковному календарю служится храмовый праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», который в большинстве случаев (в зависимости от времени Пасхи) совпадает с началом полевых работ. Осенью же, когда урожай уже собран, служится другой храмовый праздник обители — в честь иконы «Спорительница хлебов». Таким образом, сельскохозяйственный сезон в Оптиной Пустыни начинается и оканчивается, осеняемый благословением Божией Матери. В обоих храмах служатся молебны о плодородии почв, возносятся прошения о даровании дождя и об избавлении от вредителей. Помня слова Спасителя о том, что «без Мене не можете творити ничесоже», в монастыре заботятся не только о правильной агротехнике, но, в первую очередь, о милостивом заступничестве Царицы Небесной.

Несмотря на небольшие размеры храма, в нем умещается до 30 молящихся. Алтарь может вместить в себя до 4–5 человек служащих, включая диаконов.

Богослужения проходят в храме по особому расписанию. Братия «полевого стана» вычитывают в нем монашеское правило и последования служб (вечерню, утреню, часы и обедницу). Таким образом, труждающиеся на монастырских полях не лишены духовного утешения, проистекающего от божественных служб; вся их жизнь освящается молитвой, да и сам облик полевого стана приобрел внешнее благолепие. И если по слову святых отцов, уже одного взгляда на духовные книги, находящиеся в келии монаха, достаточно, чтобы возбудить его к благочестивому настроению, тем большее влияние должен производить на монаха настоящий храм, стоящий на опушке леса, в тени русских берез и осин...