Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что­бы был плод ду­хов­ный, нуж­ны из­ве­ст­ные ус­ло­вия: се­мя (сло­во) хо­ро­шее и поч­ва хо­ро­шая. Плод соз­ре­ва­ет при на­ли­чии тер­пе­ния. Сколь­ко бы­ло слу­ча­ев, ког­да че­ло­век, не ви­дя ожи­да­е­мо­го пло­да, впа­дал в уны­ние, и все его тру­ды про­па­да­ли. На­до иметь ре­ши­мость все тер­петь. Толь­ко тог­да мож­но на­де­ять­ся на по­лу­че­ние же­ла­е­мо­го. В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19).

преп. Никон

Тер­пе­ние есть неп­ре­ры­ва­ю­ще­еся бла­го­ду­шие.

преп. Никон

Долж­но о всем бла­го­да­рить Гос­по­да, пра­вед­но на­ла­га­ю­ще­го на нас труд к тер­пе­нию, ко­то­рое для нас по­лез­нее уте­ше­ния, воз­вы­ша­ю­ще­го ду­шу. Вид­но, так Гос­по­ду угод­но. Скор­би не мог­ли бы пос­тиг­нуть нас без по­пу­ще­ния Бо­жия – ра­ди гре­хов на­ших. И са­мые эти скор­би ох­ра­ня­ют нас от дру­гих ис­ку­ше­ний.

преп. Моисей

Обретение мощей преподобных старцев Оптинских Амвросия, Льва, Макария, Илариона, Анатолия I, Варсонофия и Анатолия II  (1998 г.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Днесь благодать Святаго Духа нас собра, дорогие о Господе братья и сестры, в этот святой знаменательный, всепраздный, благодатный день, в день памяти обретения мощей преподобных и богоносных Оптинских наших старцев – Льва, Макария, Амвросия, Илариона, Анатолия, Варсонофия и Анатолия. Святитель Григорий Богослов однажды сказал: Бог оставил нам мощи святых как великий бесценный сосуд благодати, как источник исцеления, потому что и посредством ума их Бог вселился в телеса их, потому что Бог посредством ума их вселился и в телеса их, потому что ум их был богопросвященный, служил им день и ночь, призывал благодать. Господь через молитвы призывал их ум и сердце и душу так, что пропиталась благодатью не только их душа, но и их тело. Как однажды святитель Тихон Задонский сказал: Смотри, если из сосуда вылить миро, в котором оно было, то запах благоухания в этом сосуде останется на очень долго.

Так и в этих телесах угодников Божиих, которым мы поклоняемся, которым наполнена великая благодать наша великая Оптина Пустынь, наполнена их мощами, телесами, в которых почивал Господь Своею благодатью, мы прибегаем к их всесильной помощи, прося прежде всего в своей жизни такой же жизни, как и у них. А какая жизнь была у них? Что самое главное было в их жизни? В их жизни самое главное было вот что. Бог был у них на первом месте, а все остальное было на своем, потому что они знали, что в жизни человека есть два главных дня: день, когда человек родился, и день, когда человек понял, для чего он родился. Лев Николаевич Толстой, который сюда приезжал за помощью Оптинских старцев. Его все крутило, вертело, но все-таки он был в Оптиной Пустыне, потому что чувствовал эту благодать и понимал, что не на том пути находится. Но у него все-таки были остатки христианского ума и сознания. Он однажды сказал: На могильном памятнике миллионов людей можно было бы написать: «Они жили и не знали, для чего живут». А Оптинские старцы знали, для чего живут – для Бога, для людей и для вечности.

Многие люди сейчас каждую неделю ждут и ищут пятницу, выходного дня. Целый месяц ждут праздников, целый год ждут лета и всю жизнь ждут счастья. А нам надо искать не пятницу, не праздника, не выходного, не отпуска, не лета. Нам надо искать Бога, благодати Господней, радости жизни во Святом Духе. Однажды математик Блез Паскаль сказал: Многие люди делятся как бы на три разряда. Одни вполне разумны и вполне счастливы. Это те люди, которые нашли Бога и служат Ему. Другие люди разумны, но пока несчастливы. Они ищут Бога, но не нашли Его и не служат Ему. А другие люди вполне неразумны и вполне несчастливы. Они не ищут Бога и не служат Ему. Оптинские старцы были вполне счастливы и вполне разумны, потому что нашли Бога и служили Ему всю свою жизнь. Они поняли всем своим существом, всем своим сердцем и всем умом, что главные вещи в жизни, это не вещи. Это сердце, это жизнь с Богом. Как сказал Григорий Богослов: Если бы мы в этой жизни кроме Бога не имели бы ничего, мы с Богом уже имеем все. Что мы имеем? Смысл жизни, ее содержание.

Мы прекрасно с вами понимаем и знаем, как учили нас Оптинские старцы, что жизнь не место отдыха, а место подвига. Настоящая жизнь начнется там. Все награды и монастырские в том числе – палица, золотой крест, крест с украшениями, игуменство, митра (ну в миру там свои награды), а у нас все награды в Церкви посмертно. Мы тоже об этом знаем. И поэтому что от этой жизни ждем? Ждем созревания для вечности. Вот для чего наша с вами сегодняшняя жизнь. И еще Оптинские старцы, память которых мы с вами сегодня совершаем, искали, прежде всего, Бога, искали Царство Небесное, пришедшее в силе, о котором Господь сказал: Ищите, ищите, ищите Царствие Божие, которое внутри вас есть (Мф. 6, 33). Царствие Божие уже пришло в силе. А что такое Царствие Божие? Священное Писание помогает понимать и толковать само Священное Писание. Так сказал Господь: Ищите Царствие Божие, которое внутри вас есть (Лук. 17, 21). А апостол Павел раскрывает нам смысл содержания слов Христа. Он говорит: "Царствие Божие это не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14, 17). Если у тебя есть праведность и есть мирность, тогда ты будешь иметь радость во Святом Духе. И это будет Царствием Божиим, которое у тебя внутри.

А что такое праведность, которую надо искать? Нужно стремиться к этому, искать праведность. "Научитесь от Мене, сказал Господь, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11, 29). "Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд" (Лук. 6, 36). Вот в чем праведность – в кротости, в смирении и в милосердии. Вера без дел мертва. И поэтому Оптинские старцы жили не только для себя, но жили для народа Божия. Старец Амвросий Оптинский, когда затягивался по непонятным причинам прием посетителей, и сам был в крайне тяжелом болезненном состоянии, он даже больной принимал народ. И когда вдруг затягивался его ежедневный режим, к нему приходили келейники и говорили: батюшка, батюшка, все, день закончился, уже 10 часов вечера, пора читать вечернее правило, молитвы, повечерие. И если был какой-то важный разговор, он говорил келейнику: братец, а ты ходики на часик передвинь. Не только для себя он жил.

Вот и мы не должны думать только о себе. Как апостол Павел сказал: "Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать" (Рим. 15, 1). Поэтому утром просыпаясь, прочитав утренние молитвы, должны перекрестить лоб и сказать: Господи, что я могу сделать доброго для церкви, для Тебя и для людей? Потому что вера без дел мертва (Иак. 2, 20). Так жили старцы, так должны жить по жизни и мы. И еще, мы с вами ищем, прибегая в Оптину Пустынь, молясь в храме, молясь дома, пытаясь услышать волю Божию, самого главного – как спастись, как жить. И мне понравилось однажды, как сказал наш наместник, епископ Леонид, когда он был на нашем подворье. Он сказал очень замечательную вещь, замечательную мысль: Когда мы находимся в храме, когда мы паломничаем к святыням, когда мы стоим перед святыми иконами, надо не только до бесконечности говорить и говорить и молиться. В храме надо найти такое время, когда надо помолчать, искать и слышать, что Господь нам хочет сказать. Мы же до бесконечности Ему напоминаем, что Он якобы забыл про родных, про близких, про получку, про здоровье, про мужа и про пьяных детей, про учебу и прочее и прочее. Он подзабыл или не слышит? Мы напоминаем и напоминаем. Послушай, что Он тебе хочет сказать.

Храм Божий и Церковь, вы должны все знать, не для того, чтобы нам было хорошо, чтобы нам было покойно, чтобы не болели, живыми и здоровыми в гроб легли, чтобы пенсия была бы в 10 раз больше, чтобы родные и близкие не болели, чтобы всем было хорошо. Это все сказки. В жизни такого не будет. Просить об этом надо? Надо. Молиться об этом надо? Надо. Надеяться на это надо? Надо. Верить в это надо? Надо. Но любую молитву надо заканчивать словами: Но не моя воля, но Твоя да будет. Покойное место знаете, где будет? Старец Амвросий нам сказал: Нам всем будет покойно, когда пропоют: Со святыми упокой. Вот когда будет покойно. А сейчас – труд, труд и труд, чтобы стала другая душа. А тогда будет уже не важно, сколько денег, какое здоровье, какая погода, какое общество, как люди живут. Все это будет уже неважно, только моя душа и Бог и молитва за родных и близких. А для этого надо терпение и смирение. Как мы поем в тропаре старцу Амвросию: «Паче же смирению, терпению и любве научаеши».

Я однажды подумал, а может быть есть еще какие-то секреты духовной жизни. Три года назад был на Афоне и встретил там одного старца в Пантелеимоновском монастыре. Я спросил у него: Отче, скажи, ну как сейчас спасаться нам, простым людям? И он тогда говорит: У тебя телефон есть в кармане? Есть. А ты знаешь, что вся вычислительная техника работает на сочетании двух символов – нуля и единицы. Вся информация передается только с помощью сочетания этих двух символов – единицы и нуля. Вот так и в нашей жизни должны попеременно работать в нас две добродетели по обстоятельствам жизни. Какие? А вот смотри, как должно это работать: терпение, терпение, терпение, смирение, смирение, терпение, смирение, смирение, терпение, терпение …. . Вот так в нас это должно работать и ничего другого не искать. Искать терпения и смирения.

Вот старца Амвросия Оптинского спрашивали: Батюшка, как спастись в наше время? И он сказал: В наше время чтобы спастись, надо быть или железным, или золотым. Золотым – иметь большое смирение. Железным – иметь большое терпение. В монастыре чтобы спастись, надо иметь терпение не воз, а целый обоз. И кто-то из мудрых людей сказал: знаете, что делает русская православная женщина, которая живет в семье, и муж которой пьет, бьет ее, не работает, дети непонятно какие, внуки неизвестно как живут? Она терпит, терпит и терпит. А когда не хватает терпения, она берет и начинает терпеть сначала. Вот так и в монастыре и в жизни. А куда деваться? Мы не можем переменить обстоятельства нашей жизни. Волоса (ну Господь тогда не знал, что краситься научатся) никто не может сделать черным или белым. Сейчас научились краситься, подсадить могут, лысым могут сделать, завиться могут, все что угодно могут. Господь говорит, что вы волоса ни одного не можете себе прибавить. А что мы можем прибавить и должны прибавить? В сердце мы должны прибавить. Смотрите, корабль, когда плывет по воде, не тонет. Когда вода начинает попадать в корабль, тогда он начинает тонуть. Поэтому гораздо важнее, что происходит здесь, в сердце, чем то, что происходит вокруг. Если здесь пустота, если здесь нет радости, нет веры, нет служения, нет упование – все пустота.

Обставь себя всем, чем угодно – коттедж, машина, получка, здоровье, фитнес центр, зарядка, врачи, сбалансированное питание, комплекс витаминов – все это чушь. Радости не будет в сердце – ничего нет. Если там Бога нет – ничего нет. Если Бог есть в душе и сердце, тогда пусть ты будешь как лежащее бревно. Как старец Амвросий в 33 года стал инвалидом первой группы и лежал на смертном одре почти всю жизнь, а народ Божий воскресал, их умершие души. И с 33-х лет, будучи инвалидом первой группы, прожил до 79-ти лет. От чего здоровье оказывается? Не от таблеток, не от котлет, не от сбалансированного питания, а здоровье от Бога. 79 лет! Мы с вами доживем ли до таких лет, непонятно. А почему он жил так долго? А потому что служил. И тот, кто служит, будет жить долго. Старец Паисий Афонский однажды сказал: За самоотверженную любовь Бог дает двойную благодать и двойное здоровье. Бабушки знаете, почему долго живут? Потому что у них есть внуки, правнуки, и она единственная, кто получает пенсию. И поэтому ети и внуки очень хотят, чтобы бабушка пожила подольше. И вот поэтому, если вы служите и кому-то нужны, вы будете жить долго. Кто-то из святых сказал: Человек, когда рождается в мир, все радуются, а он плачет. А когда вы будете умирать, надо, чтобы все плакали, а вы радовались. А плакали все, потому что очень жалко, что умер наидобрейший, милосерднейший, честнейший, дружелюбный человек. А ты должен радоваться, потому что ты на руки Господа идешь, Который скажет тебе: "Добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю. Вниди в радость Господа твоего" (Мф. 25, 21).

Поэтому будем сегодня и в остальные дни помнить об Оптиной Пустыне, прибегать к молитвам, и самое главное, к трудам преподобных Оптинских старцев. Епископ Игнатий Брянчанинов, который жил какое-то время в Оптиной Пустыне и был послушником у старца Льва, говорил: В наше время, кто не читает книги святых отцов, спастись не может. Однажды я приехал к отцу Иоанну Крестьянкину и спросил его: Батюшка, как спасаться? Он спросил: А ты откуда, из Оптиной? Знаете, батенька, читайте и изучайте и вникайте в труды ваших Оптинских старцев. В их трудах вы найдете ответы на все свои вопросы. Надо не только молиться, надо не только читать ежедневно молитву Оптинских старцев, а надо еще и слышать, что они от Бога хотят сказать нам для пользы и спасения нашей с вами души. Поэтому под подушкой должна лежать книжка «Письма Оптинских старцев», «Симфония по трудам Оптинских старцев» и другие их книги. И на ночь глядя, хотя бы по одной странице, но читать.

Кстати, один философ Иван Ильин сказал: Бессонница у стариков – это великий дар Божий. Потому что они всю молодость проспали. Дело подходит к концу, и надо же наверстать упущенное. И поэтому когда бессонница, не надо пить таблетки. Вам же на работу не идти, на полуночницу не идти, как монахам в пять утра. Поэтому в бессонницу читай книжку. Энергия прибавилась – читай Священное Писание. Неохота вообще спать – почитай акафист, Псалтирь, канон за всю свою безбожную родню. Днем потом отоспишься, когда проводишь всех в школу и на работу. А у нас какие-то таблетки… Ну зачем? Осталось немножко. Поэтому надо с Богом начинать и с Богом кончать. Поэтому читайте Оптинских старцев, запоминайте, чтобы в этой жизни их исполнять. Отец Кирилл Павлов, духовник всех Патриархов и многих епископов и тысячи христиан, под крнец своей жизни, когда писал уже редко, отвечал и почти в каждом письме писал одно: Читайте Священное Писание, запоминайте Священное Писание, для того чтобы исполнять Священное Писание. И спасетесь.

От всей души всем вам этого желаю в эти святые великие праздничные дни, дни обретения мощей Оптинских старцев, чтобы их благодать, чтобы их молитвы, наставления питали наш ум, питали наше сердце, питали нашу жизнь. И чтобы мы с вами становились христианами на самом деле хоть по чуть-чуть. Как покойный блаженно почивший архимандрит Венедикт наместник Оптиной Пустыни нам всем Оптинским монахам говорил и заповедовал: Гайка духовной жизни должна хотя бы по миллиметру закручиваться, но не раскручиваться. Поэтому молитвы должно прибавляться, доброжелательности должно прибавляться, кротости, смирения и терпения должно прибавляться, Богослужений должно прибавляться и добрых дел хоть по миллиметру, но должно прибавляться. Если убавляется, то вкривь и вкось пошла жизнь. Если прибавляется по чуть-чуть, то, слава Богу.

Поэтому чтобы и наставления почивших Оптинских старцев, и отцов и братий, к которым вы прибегаете на исповеди, и которые вам тоже что-то говорят, не надо пропускать мимо ушей. Они, может быть, говорят простые вещи, но если ты сердцем принимаешь эти простые вещи, они будут действовать. А если ты мимо ушей все пропускаешь, то что будет действовать? Поэтому благим и добрым сердцем храните все, что вы услышали во время Богослужений, на службе, на акафисте, на исповеди, прочитали у старцев. Все это храните, запоминайте, питайтесь этим, чтобы в жизни исполнять все. И тогда Царствие Божие будет недалеко от каждого из нас.

Преподобные старцы Оптинские, молите Бога о нас, о наших родных, близких, о нашей русской православной Церкви, о России и об Оптиной Пустыне.

Аминь.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)