Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Пред­ла­гаю со­вет про­тив уны­ния: тер­пе­ние, псал­мо­пе­ние и мо­лит­ва.

преп. Макарий

Бы­ва­ют дни крас­ные, ра­до­ст­ные, бы­ва­ют и чер­ные, мрач­ные от раз­ных жи­тейс­ких неп­ри­ят­нос­тей. А это ука­зы­ва­ет, что­бы в ра­дос­ти не за­бы­вать­ся, а в неп­ри­ят­нос­тях не слиш­ком упа­дать ду­хом, ибо как пос­ле не­настья бы­ва­ют дни крас­ные, так и пос­ле уны­ния ве­се­ло бы­ва­ет на ду­ше.

преп. Антоний

Уны­нию не под­да­вай­ся, а всег­да ста­рай­ся ве­се­лой и до­воль­ной быть, это впо­ло­ви­ну об­лег­ча­ет скорбь.

преп. Иосиф

Всякая чистая душа стремится к уединению


Всякая душа имеет, в большей или меньшей степени, стремление к уединению, к пребыванию внутри себя. Только низменные души удовлетворяются блеском и треском суетной жизни и полагают все свое удовольствие в несмолкаемых разговорах, смехе и во всевозможных развлечениях.

Всякая чистая душа стремится к уединению

Господь Иисус Христос был истинным Богом, но и человеком, а потому, воздавая должное человечеству, естеству, и Он по временам уединялся от окружающего шума и суеты. В Евангелии сказано, как Господь «... взыде на гору един, – для чего? – помолитися...» (Мф. 14, 23; Мк. 6, 46; Лк. 6, 12; 9, 28), и если нуждался в уединении Господь, тем более нуждаются в нем люди. Все святые стремились к уединению. Некоторые из них оставляли всех и вся и уходили в непроходимые дебри и пустыни, чтобы быть наедине с Богом и, очищая свое сердце от всяких привязанностей и страстей, готовить себе блаженную вечность.

Ученые для отдыха уезжают за границу, под южное небо Сицилии, а мы углубляемся в свое сердце, в коем заключен целый чудный мир, может быть, многим неизвестный. Но как войти в него? Единственный ключ – Иисусова молитва, которая открывает нам дверь в этот мир. Но чтобы углубиться во внутренний мир, необходимо уединение. Некоторые святые бежали для этого в глубочайшие пустыни и оставляли всех, чтобы только упражняться в Иисусовой молитве. Известный подвижник Лука Элладский бежал в пустыню для усовершенствования в молитве, т.к. постоянные толпы народа, приходившие за советом и утешением, мешали ему сосредоточиться. Поступил он подобно Арсению Великому, который был научен Самим Господом: "Бегай людей и спасешься".

Является вопрос: законно ли поступил Лука, оставив народные массы для спасения своей собственной души? Вполне законно. Ученые, чтобы издать какой-нибудь научный труд, удаляются от общества и углубляются в свою работу. Ученик, приготовляясь к экзамену, уходит в отдельную комнату, а если нет таковой, то часто, закрыв уши, чтобы не слышать чего-либо постороннего, зубрит свои предметы. Не тем ли более святой для приготовления себя к вечной жизни имеет право на уединение. И удаляется от людей не по ненависти к ним, не в силу своего эгоизма, но и там, в пустыне, служит тому же миру молитвой о нас ко Господу.


Из бесед прп. Варсонофия Оптинского