Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не жди­те от мо­лит­вы од­них вос­тор­гов, не уны­вай­те, ког­да не ощу­ти­те ра­дос­ти. Ведь и так бы­ва­ет, что сто­ишь, сто­ишь в церк­ви, а буд­то внут­ри не серд­це, а так, де­ре­вяш­ка, да де­ре­вяш­ка-то не­ост­ру­ган­ная... Ну что ж, и за это, т.е. за де­ре­вяш­ку, спа­си Гос­по­ди. Зна­чит, на­до так бы­ло. Ведь иная ду­ша, пе­ре­жив вы­со­кие вос­тор­ги, и во­зом­нить о се­бе мо­жет, а та­кое сос­то­я­ние „ока­ме­нен­но­го не­чу­в­ствия" сми­ря­ет ее.

преп. Варсонофий

Мы са­ми по се­бе, без Бо­же­ст­вен­ной по­мо­щи, и по­мо­лить­ся-то не в сос­то­я­нии: не мо­жем мы мо­лить­ся как сле­ду­ет и не зна­ем, как и о чем мо­лить­ся.

преп. Никон

На­до вни­ма­тель­но сло­ва мо­лит­вы про­из­но­сить, в смысл вни­кать, а не стре­мить­ся к слиш­ком вы­со­ко­му. Ведь ес­ли мы неп­ра­виль­но чи­та­ем, не вни­ма­ем чи­та­е­мо­му, то этим уте­ша­ем бе­сов.

преп. Никон

Монашество есть совершенное христианство

 

Образ схимонашеский есть совершенный монашеский образ, а монашество есть совершенное христианство. Главная цель наша – исполнение заповедей Божиих, коими очищается сердце наше от страстей и наполняется плодов духовных: мира, радости, любви. Воздержанием утончается наш плотский состав, и оным, купно с молитвенным правилом, очищается ум, но при исполнении заповедей Божиих и при глубочайшем смирении, а без сего ни пост, ни труд, ни правило не принесут нам никакой пользы.

Монашество есть совершенное христианство И если только в одном том полагать образ монашества, чтобы исправлять правило и соблюдать пост, а о заповедях любви, терпения и смирения не иметь попечения, то всуе будем трудиться. Правило и пост, конечно, надобно иметь схимникам больше простого монаха; но, впрочем, Бог ищет от нас, по силе каждого, телесного подвига. А душевного подвига – любви и смирения – от всех истязует: и больные, и престарелые могут любить ближнего, и смиряться, и получать милость Божию.

Из писем прп. Макария Оптинского