Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

По­доб­но то­му, как че­ло­век не за­ме­ча­ет, как он рас­тет, как из ма­лень­ко­го маль­чи­ка ста­но­вит­ся взрос­лым, так и ду­хов­ный рост че­ло­ве­ка идет со­вер­шен­но не­за­мет­но для не­го. Этот не­ви­ди­мый ду­хов­ный рост че­ло­ве­ка и есть са­мо­у­ко­ре­ние.

преп. Варсонофий

Уко­ряй­те се­бя. Уко­рить се­бя нет­руд­но, а не­ко­то­рые и это­го не хо­тят. Пе­ре­нес­ти укор от бра­та труд­нее, а са­мо­му уко­рить се­бя нет­руд­но. Кро­ме то­го, ес­ли мы и бу­дем уко­рять се­бя, а не бу­дем бо­роть­ся со страс­тя­ми, бу­дем есть сколь­ко хо­чет­ся, бу­дем спать сколь­ко хо­чет­ся, то та­кое са­мо­укоре­ние не­за­кон­ное, оно не при­не­сет поль­зы.

преп. Варсонофий

Ког­да вам ди­а­вол ука­зы­ва­ет на чу­жие не­дос­тат­ки и не­мо­щи и по­буж­да­ет вас к осуж­де­нию, вы го­во­ри­те се­бе: „Я ху­же всех, я дос­то­ин веч­ных мук. Гос­по­ди, по­ми­луй мя", и ес­ли да­же бу­де­те го­во­рить это без чувства, то все-та­ки нуж­но так го­во­рить.

преп. Варсонофий

Все полезно предавать суду Божию

Все полезно нам предавать суду Божию и во всем располагаться на всеблагий Промысл Божий. В Православной Церкви есть мудрое слово: человек предполагает, а Бог располагает. Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, якоже угодно будет Его всесвятой и всеблагой воле. Только в настоящем положении, для успокоения нашего, крепко да держимся утешительного псаломского слова: открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет яко свет правду твою и судьбу твою якоже полудне. Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление (Пс. 36, 5-7).

Все полезно предавать суду БожиюМногие дела человеческие бывают так: думаем и предполагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает – если стремится человек к исполнению воли Божией во всяком предложенном деле, то хотя бы видимого успеха в этом деле не получил, Всеблагий Господь доброе намерение вменяет ему в самое дело. Если, по слову преподобного Исаака Сирина, и совершенство совершенных несовершенно, то тем более дела обыкновенных людей лишены совершенства, а совершаются со многими ошибками и недосмотрами. 

Впрочем, ни в коем случае унывать и паче меры печалиться и скорбеть не должно, а надеяться и уповать, что благодать Божия, оскудевающее восполняющая, и всесильная Божия помощь сильны все привести к полезному концу. – Не вотще Господь глаголет в Святом Евангелии: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5) и паки: невозможная от человек, возможна вся от Бога (Лк. 18, 27).

Из писем прп. Амвросия Оптинского