Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Про­шу вас, Бо­га ра­ди, чи­тай­те сло­во Бо­жие и оте­чес­кие нас­тав­ле­ния по­ча­ще, об­ря­ще­те поль­зу, най­де­те там, что один путь к спо­кой­ствию – тер­пе­ние и сми­ре­ние.

преп. Макарий

Луч­шим ру­ко­во­д­ством бу­дет для вас чте­ние жи­тия свя­тых.

преп. Варсонофий

Ес­ли взять в раз­мыш­ле­ние один свой язык, то сколь­ко им про­из­не­се­но бы­ло зла – ху­лы на Бо­га, осуж­де­ния на ближ­них, ро­по­та, нас­ме­шек, ко­щу­н­ства, бол­тов­ни, бра­ни, бож­бы и про­чее и про­чее! И про­хо­дит ли в го­ду хо­тя один день, в ко­то­рый бы мы язы­ком сво­им не сог­ре­ши­ли, за­бы­вая о том, что за каж­дое празд­ное сло­во от­вет от­да­дим Бо­гу. По­се­му Гос­подь Бог, про­мыш­ля­ю­щий о на­шем ис­прав­ле­нии и спа­се­нии, и по­сы­ла­ет скор­би, от ко­то­рых че­ло­век не толь­ко празд­нос­ло­вить, но и дель­ное го­во­рить зат­руд­ня­ет­ся.

преп. Антоний

Внимание – первый дар в молитве

Первый от Господа дар в молитве – внимание, т.е. когда ум может держаться в словах молитвы, не развлекаясь помыслами. Но при такой внимательной не развлекательной молитве сердце еще молчит. В этом-то и дело, что у нас чувства и мысли разъединены, нет в них согласия. Таким образом, первая молитва, первый дар есть молитва не развлекательная. Вторая молитва, второй дар – это внутренняя молитва, т.е. когда мысли и чувства в согласии направлены к Богу.

Внимание – первый дар в молитвеДо сих пор всякая схватка со страстию оканчивалась победой страсти над человеком, а с этих пор, когда молятся ум и сердце вместе, т.е. чувства и мысли в Боге, страсти уже побеждены. Побеждены, но не уничтожены, они могут ожить при нерадении. Здесь страсти подобны покойникам, лежащим в гробах, и молитвенник, чуть только страсть зашевелится, бьет ее и побеждает. Третий дар – есть молитва духовная. Про эту молитву я ничего не могу сказать; а здесь в человеке нет уж ничего земного. Правда, человек еще живет на земле, по земле ходит, сидит, пьет, ест, а умом и мыслями он весь в Боге, на небесах. Некоторым даже открывались служения евангельских чинов. Эта молитва – молитва видения. Достигшие этой молитвы, видят духовные предметы, например, состояние души человеческой так, как мы видим чувственные предметы, как будто на картине. Они смотрят уже очами духа, у них смотрит уже дух.

Постоянно ли они находятся в видении, или по времени, – не знаю. Они не говорят о том, что видят, редко открывают другим свои видения.

Часто мы читаем, что такой-то Святой видел видение и ему было запрещено открывать то, что он видел. Еп. Игнатий (Брянчанинов) пытался нечто написать об этой молитве. Не знаю, имел ли он ее, но внутреннюю-то несомненно имел... Схиму, великий ангельский образ, преп. Ефрем Сирин называет серафимским, да он таким и был действительно, оправдывал на себе это название. О, как высоко назначение человека... Молиться о даровании молитвы внимательной можно, но молиться о даровании высоких молитвенных состояний, я полагаю, погрешительно. Это надо всецело представить Богу.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского