Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ва­ше де­ло, в пос­тиг­шем вас вре­мен­но на­ка­за­нии, ус­мат­ри­вать бла­гость Бо­жию к вам и лю­бовь. Ибо Гос­подь Пре­ми­ло­сер­дый вре­мен­ны­ми скор­бя­ми хо­чет из­ба­вить вас от веч­ных ужас­ней­ших му­че­ний, о ко­то­рых по­ду­мать страш­но. А по­то­му взы­вай­те ко Гос­по­ду с пра­вед­ным Ио­вом: Бу­ди имя Гос­под­не бла­гос­ло­ве­но от­ны­не и до ве­ка! (ср.: Иов 1, 21).

преп. Иосиф

Тру­дись по со­вес­ти, мо­лись Бо­гу и про­си тер­пе­ния. Скор­би – доб­рый знак, по­ка­зы­ва­ют, что на тес­ном пу­ти сто­им. Сми­ряй­ся боль­ше и се­бя уко­ряй.

преп. Иосиф

Не сму­щай­тесь и не бой­тесь скор­бей. Скор­би и ра­дос­ти тес­но со­е­ди­не­ны друг с дру­гом, так что ра­дость не­сет скорбь, и скорбь – ра­дость. Вам это ка­жет­ся стран­ным, но вспом­ни­те сло­ва Спа­си­те­ля: Же­на ег­да раж­да­ет, скорбь имать, яко при­иде год ея: ег­да же ро­дит от­ро­ча, кто­му не пом­нит скор­би за ра­дость, яко ро­ди­ся че­ло­век в мир (Ин. 16, 21). День сме­ня­ет ночь, ночь – день, не­на­ст­ная по­го­да – вёд­ро, так и скорбь и ра­дость сме­ня­ют друг дру­га.

преп. Варсонофий

О красоте земной и небесной

Внешний мир с его красотами благотворно действует на человека, и душа, способная наслаждаться красотою мира, есть душа возвышенная, но человек, достигший совершенства, созерцает в душе своей такую красоту, перед которой видимый мир ничего не стоит.

О красоте земной и небеснойХороша и наша северная природа… Но нынешний мир только слабое подобие мира, бывшего до грехопадения. Есть мир Горний, о красотах которого мы не имеем понятия, а понимают его и наслаждаются им только святые люди. Этот мир остался неповрежденным, но земной мир после грехопадения резко изменился. Все равно, как бы кто-нибудь лучшее музыкальное произведение, например, Бетховена, разделил на отдельные тона, тогда впечатление целого не получилось бы. Или картину, например, Рафаэля разорвал на клочки и рассматривал отдельные кусочки. Разбейте великолепную статую на части – впечатления прекрасного не получится.

Так и нынешний мир. Некоторые подвижники даже отвращали от него взоры. Известен один подвижник, который загородил иконой единственное окно своей кельи, а из него открывался восхитительный вид. Его спросили:

– Как это ты, отец, не хочешь даже взглянуть, а мы не могли налюбоваться и на небо, и на горы, и на Эгейское море и его острова.
– Отчего я закрываю окно, вам не понять, но созерцать красоты мира сего я не имею желания, – ответил подвижник.

Это оттого, что он созерцал красоту Горнего мира и не хотел отвлечь от него своего внимания. Действительно, кто познал высшее блаженство, тот нечувствителен к земным утешениям. Но для сего познания надо иметь высокую душу.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского