Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

От­ча­я­ние – грех смерт­ный. Бе­гай его. А ве­руй в Ми­ло­сер­до­го Бо­га и Зас­туп­ни­цу на­шу Бо­го­ро­ди­цу и свя­тых. Они все мо­гут сде­лать. А сми­рить­ся и по­тер­петь неп­ре­мен­но нуж­но.

преп. Анатолий

От­ча­и­вать­ся в ми­ло­сер­дии Бо­жи­ем ни в ка­ком слу­чае не сле­ду­ет, при­во­дя в при­мер еван­гельс­кую блуд­ни­цу, раз­бой­ни­ка и мы­та­ря, по­ка­яв­ших­ся и по­лу­чив­ших про­ще­ние от Ми­ло­сер­до­го Гос­по­да.

преп. Анатолий

Па­де­ния на­ши в гнев и про­чие действия страс­тей до­ка­зы­ва­ют нам пред­ва­рив­шую ду­хов­ную гор­дость и уже не­воль­но нас сми­ря­ют; ес­ли бу­дем ста­рать­ся ист­реб­лять ко­рень сей, то вет­ки са­ми от­ва­лят­ся.

преп. Макарий

Из воспоминаний о старце Амвросии

 

Иван Михайлович Концевич во время войны в 1915 г. провел летние каникулы в Оптиной Пустыни. Ежедневное хождение в скит всегда было поучительно для молодого студента, но старцы, занятые приезжими посетителями, которые к ним приходили со всякими скорбями, специально не уделяли времени юному пришельцу. Они отдали его «на воспитание» отцу Иосифу (Полевому), опытному в духовной жизни, прожившему в Оптиной десятки лет. В миру — директор банка, он был широко образованным человеком. В течение двух месяцев, проведенных И. М. в Оптиной, часто, после церковных служб, о. Иосиф приглашал И. М. в свою келью. В беседе с ним перед молодым студентом раскрывался духовный мир.

От о. Иосифа И. М. услышал случай из жизни старца Амвросия, не попавший в его жизнеописания. Однажды старец Амвросий, согбенный, опираясь на палочку, откуда-то шел по дороге в скит. Вдруг ему представилась картина: стоит нагруженный воз, рядом лежит мертвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. Потеря лошади-кормилицы в крестьянском быту ведь сущая беда! Приблизившись к павшей лошади, Старец стал трижды медленно ее обходить. Потом, взяв хворостину, он стегнул лошадь, прикрикнув на нее: «Вставай, лентяйка!», и лошадь послушно поднялась на ноги.

Из воспоминаний о старце Амвросии Старец поучал народ народными же пословицами и поговорками с присущим ему юмором. Самую глубокую мудрость вкладывал он в меткие и остроумные слова, для более легкого усвоения и запоминания.

Например, «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». «Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь — сам лопнешь». «Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог».«Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет». «Благое говорить — серебро рассыпать, а благоразумное молчание — золото».

Одной особе, стыдившейся признаться в грехе, он сказал: «Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают?» Она залилась слезами, бросилась Старцу в ноги, и призналась в своем грехе. «Праведных ведет в царство Божие Апостол Петр, а грешных Сама Царица Небесная».

В день всех святых Батюшка сказал: «Все они были, как и мы, грешные люди, но покаялись и, принявшись за дело спасения, не оглядывались назад, как жена Лотова». На замечание, что мы все смотрим назад, Батюшка пояснил: «за то и подгоняют нас розгами и бичом, т.е. скорбями да неприятностями, чтобы не оглядывались».

Осуждавшей других Старец сказал: « ... у них, может быть, есть такое тайное добро, которое выкупает все другие в них недостатки, и которых ты не видишь. В тебе же много способности к жертве. Но Господь сказал: Милости хочу, а не жертвы. А милости-то у тебя и мало... Свои жертвы видишь и ими превозносишься. Смиряйся больше духом, — смирение и дела заменяет. Терпи все невзгоды и предавайся Богу». Такими и многими другими словами поучал и спасал старец приходящий к нему народ.


Из книги И.М.Концевича «Оптина Пустынь и ее время»