Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мо­лит­ва, пост и бодр­ство­ва­ние над со­бою, т.е. хра­не­ние сво­их мыс­лей и чувств, де­ла­ют нас по­бе­ди­те­ля­ми вра­гов на­ше­го спа­се­ния. Са­мое труд­ное из этих трех дел есть мо­лит­ва – веч­ная доб­ро­де­тель, ко­то­рая всле­д­ствие уп­раж­не­ния об­ра­ща­ет­ся в на­вык, а мо­лит­ва до са­мой смер­ти тре­бу­ет по­буж­де­ния, сле­до­ва­тель­но, под­ви­га.

преп. Варсонофий

Мо­лит­ва к Бо­гу вся­кая до­ход­на. А ка­кая имен­но – об этом мы не зна­ем. Он Один Су­дия пра­вед­ный, а мы мо­жем ложь приз­нать за ис­ти­ну. Мо­лись и ве­руй.

преп. Анатолий

Не при­ла­гай­те серд­ца к су­е­те мирс­кой. Осо­бен­но во вре­мя мо­лит­вы ос­тав­ляй­те все по­мыс­лы о жи­тейс­ком. Пос­ле мо­лит­вы, до­маш­ней или цер­ков­ной, что­бы сох­ра­нить мо­лит­вен­ное, уми­лен­ное наст­ро­е­ние ду­ши, не­об­хо­ди­мо мол­ча­ние. Иног­да да­же прос­тое, по-ви­ди­мо­му, да­же нез­на­чи­тель­ное сло­во мо­жет на­ру­шить и спуг­нуть, как птич­ку, из ду­ши на­шей уми­ле­ние.

преп. Никон

Н.В. Гоголь и Оптина Пустынь 


Николай Васильевич Гоголь был большим почитателем Оптиной Пустыни и ее старцев.

Известен случай, когда «из Долбина от И.В.Киреевского Гоголь с М.А.Максимовичем съездил в соседнюю обитель Оптину. За две версты Гоголь со своим спутником вышли из экипажа и пошли пешком до самой обители. На дороге встретили они девочку с миской земляники и хотели купить у нее землянику, но девочка, видя, что они люди дорожные, не захотела взять от них денег и отдала им свои ягоды даром, отговариваясь тем, что «как можно брать со странников!» «Пустынь эта распространяет благочестие в народ», – заметил Гоголь, умиленный этим трогательным проявлением ребенка.

Н.В. Гоголь и Оптина Пустынь О посещении своем Оптиной Пустыни в июне 1850 года вот что писал Гоголь графу А.П.Толстому: «Я заезжал по дороге в Оптинскую пустынь и навсегда унес о ней воспоминанье. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там царствует. Это слышится в самом наружном служении… Нигде не видал я таких монахов, с каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все. Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхожденья… За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше. Вы постарайтесь побывать в этой обители…».

Кроме этой своей поездки в Оптину Пустынь, Гоголь был там в 1852 году, когда он вернулся из своего паломничества в Святую Землю. <…>

Сохранились два письма Гоголя, адресованные в Оптину Пустынь. Первое – записочка к отцу игумену Моисею: «Так как всякий дар и лепта вдовы приемлется, то примите и от меня небольшое приношение по мере малых средств моих: двадцать пять рублей на строительство обители вашей, о которой приятное воспоминание храню всегда в сердце моем».

Другое письмо от 25 июля 1852 года более значительное:

«Ради Самого Христа – молитесь обо мне, отец Филарет. Просите вашего достойного настоятеля, просите всю братию, просите всех, кто у вас усерднее молится, – просите молитв обо мне. Путь мой труден, дело мое такого рода, что без ежеминутной, без ежечасной и без явной помощи Божией не может двинуться мое перо; и силы мои не только ничтожны, но их и нет без освежения Свыше. Говорю вам об этом не ложно. Ради Христа обо мне молитесь. Покажите эту мою записочку отцу игумену и умоляйте его вознести свои молитвы обо мне, грешном, чтобы удостоил Бог меня, недостойного, поведать славу Имени Его, несмотря на то, что я всех грешнейший и недостойнейший. Он силен, Милосердный, сделать все: и меня черного, как уголь, убелить и вознести до той чистоты, до которой должен достигнуть писатель, дерзающий говорить о святом и прекрасном. Ради Самого Христа, молитесь: мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейских дрязг, и на всяком месте своего странствия быть как бы в Оптиной Пустыни. Бог да воздаст вам всем за ваше доброе дело. Ваш всей душой Николай Гоголь».

Эти мысли Гоголя об ответственности писателя перед Богом возникли не без влияния бесед со старцем Макарием, перед прозорливым суждением которого он повергал свои сомнения.


Из книги И.М.Концевича «Оптина Пустынь и ее время»