Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Чте­ние пра­ви­ла: чи­тать на­доб­но со сми­ре­ни­ем и стра­хом Бо­жи­им, не для то­го, что­бы лю­ди хва­ли­ли, но что­бы вни­ма­ли что­мо­му, и еже­ли ког­да ув­ле­чешь­ся и при­мешь пох­ва­лу, тот­час заз­ри се­бя.

преп. Макарий

Луч­ше ма­лое не ос­та­вить, не­же­ли брать­ся за ве­ли­кое.

преп. Макарий

Гос­подь не ис­тя­жет пра­вил, а осо­бен­но от бо­ля­щих и сла­бых,– но сми­ре­ние не­об­хо­ди­мо всег­да, оно вос­пол­нит и не­дос­та­ток пра­вил. Сми­ре­ние в чем сос­то­ит – счи­тать се­бя худ­шею всех, ни­ко­го не осуж­дать, не роп­тать и про­чее.

преп. Макарий

Вступление в Царствие Божие невозможно без благодатного возрождения от Святого Духа

Благодатное возрождение от Святого Духа есть необходимое условие для вступления в Царствие Божие и в основанную Господом на земле Церковь для исполнения заповедей Христовых и для познания тайн Его учения. Если мы решимся идти по стопам Христовым, отвергши силу возрождения Святым Духом, то скоро увидим всю нищету наших стремлений.

Вступление в Царствие Божие невозможно без благодатного возрождения от Святого ДухаЕсли мы будем стараться и исполнять Его заповеди, полагаясь только на свои силы, на своего природного не возрожденного человека, то на первых же порах бремя окажется непосильным для нас и мы с отчаянием падем, подавленные его тяжестью. Закон Христов для естественного человека непосилен, гораздо тяжелее закона Моисеева, ибо уточняет и усиливает его требования; осуществить его в жизни нашими слабыми и склонными ко греху силами безусловно невозможно, и закон Христов рассчитан исключительно на человека, облагодетельствованного единотворно только при помощи силы Святого Духа, через обновление нашего ветхого естества новой стихией благодатной жизни он становится удобоисполнимым и Его заповеди являются только формой обнаружения и развития этой небесной стихии, а тайны Его учения тайнами нам переживаемой нашей внутренней духовной жизни.

В настоящее время христианские общества, по-видимому, преклоняются пред нравственными требованиями Христова учения. И, однако, что свидетельствует нам действительная жизнь. Не чувствуют ли себя все более и более бессильными исполнять их в настоящем, подлинно-христианском и потому единственно истинными в спасительном значении? Не становятся ли люди все более и более рабами внешних условий жизни, непрерывно усложняющихся его форм, и вместе с тем и соединенной с ними жестокой борьбе за существование, за влияние, за власть, борьбы страстей и самолюбия, борьбы всего мелочного, узколобного? Несомненно, это раздвоение нравственных идеалов и хода действительной жизни представляет из себя место поистине трагическое. И причина всего этого заключается в том, что благодатная сила возрождения Святым Духом перестала служить для свободы современного человека источником его будничной, частной и общественной жизни и деятельности: все думают быть христианами при помощи только своих естественных сил и соображений.

Понятно, из этого никогда ничего не выйдет надежно-доброго и перед нашими глазами неизбежные последствия такого ложного пути все распространяющееся недовольство жизнью и все усиливающиеся ея страдания...

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского