Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

От се­бя­лю­бия и са­мо­лю­бия вся бе­да. Они не лю­бят, ког­да дру­гие нас зат­ра­ги­ва­ют, и так рас­ше­ве­лят­ся, что от по­мыс­лов и не обе­решь­ся. От них пло­дят­ся про­тив­ные по­мыс­лы, слов­но са­ран­ча, по­е­да­ю­щая не толь­ко пло­ды ду­хов­ные, но листья и са­му ко­ру.

преп. Амвросий

Са­мом­не­ние – эта тон­кая стре­ла бе­со­вс­кая – тай­но уязв­ля­ет серд­це, и се­мя его тон­ко на­се­ва­ет­ся, так что ма­ло-по­ма­лу воз­рас­та­ет фа­ри­сей, а по­том пре­да­ет­ся и со­вер­шен­ной гор­ды­не, а сия – бе­со­вс­кой об­лас­ти.

преп. Макарий

Смот­ри­те па­че, не зак­рал­ся бы татс­кий по­мысл, что вы жи­ве­те луч­ше и вни­ма­тель­нее дру­гих; и оный так опа­сен, что, по ма­ко­во­му зер­ну ло­жась на серд­це, не уви­дишь, как воз­рас­тет до ис­по­ли­нс­ко­го фа­ри­сея и пре­даст со­вер­шен­ной гор­ды­не и да­лее. А пред Бо­гом луч­ше греш­ник с по­ка­я­ни­ем, не­же­ли пра­вед­ник с гор­дос­тию.

преп. Макарий

Великая сила покаяния

Помнится, что наш Старец Батюшка игумен Антоний, когда его спрашивали о молитвенном правиле, говорил, что много было у него за всю его жизнь иноческую различных правил, но осталось лишь одно: «Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк. 18, 13), т.е. смиренная мытарева молитва, приносимая Богу из сознания своих немощей и греховности...

За то, что ты принесла Господу искреннее покаяние – Господа и благодари. Человек в этом деле лишь орудие в руках Божиих. Чтобы укрепить тебя в памяти о грехах, я и сделал прилагаемую выписку из книги: «Православное Исповедание», ибо книга эта весьма важна, в ней изложены истины неоспоримые, взгляды и понятия не единичных людей, могущих лукаво и превратно толковать слова Священного Писания, а всей Вселенской Церкви. Поэтому, чадо мое, «мужайся, и да крепится сердце твое» (Пс. 26, 14). А взгляд на приобретение смирения истинного, взгляд свв. отцов, можешь узнать из поучений прп. Аввы Дорофея «О смиренномудрии».

Великая сила покаянияПокаяние, по учению свв. отцев, открывает глаза, открывает зрение на грехи. Покаявшись в одних, человек начинает видеть другие, третьи, и т.д., начинает считать грехами то, что прежде не считал грехом; вспоминает нераскаянные грехи, давно минувшие, давно забытые. Поэтому не удивляюсь, что ты еще и еще вспоминаешь. Советую получше все припомнить и не медлить принесением покаяния на исповеди. Между прочим ты пишешь, что мучаешься в совести за свои поступки при смерти мамаши, т.е. чувствуя себя виноватой перед ней. Молиться о мамаше необходимо всю жизнь до смерти, но чтобы успокоить совесть, необходимо еще сказать о сем на исповеди, и если совесть не успокоится, то хорошо понести какую-либо епитимию по определению духовника. Покаяние – великая сила!

Из писем прп. Никона Оптинского