Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

До­ро­жи вре­ме­нем, оно не­во­зв­рат­но, вни­май бо­лее се­бе, да сос­то­ит в сем-то твой и под­виг.

преп. Лев

Тщес­ла­вие и гор­дость хо­тя од­ной зак­вас­ки и од­но­го свой­ства, но действие и приз­на­ки их раз­ные. Тщес­ла­вие ста­ра­ет­ся улов­лять пох­ва­лу лю­дей и для это­го час­то уни­жа­ет­ся и че­ло­ве­ко­у­год­ни­ча­ет, а гор­дость ды­шит пре­зо­р­ством и не­у­ва­же­ни­ем к дру­гим, хо­тя пох­ва­лы так же лю­бит.

преп. Амвросий

Что­бы по­мыс­лы тщес­лав­ные, как и дру­гие ху­дые, не при­хо­ди­ли,– это не­воз­мож­но, а толь­ко сле­ду­ет с ни­ми бо­роть­ся и при по­мо­щи Бо­жи­ей от­го­нять их.

преп. Иосиф

Разум духовный дается живущим в страхе Божием

Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум (Пс. 48: 4).
Слова эти повторяет Святая Церковь преимущественно в праздники святителей на службах их, но они равно относятся и ко всякому истинному христианину. Всякий благочестивый христианин обязан устами говорить о премудрости Божией, а сердцем поучаться в благих размышлениях и в благих разумениях.

Что такое премудрость Божия? Премудрость Божия есть, во-первых, Сам Сын Божий, воплотившийся от Пресвятыя Девы, и нашего ради спасения, Пострадавший и тридневно Воскресший. Во-вторых, премудрость Божия есть все то, о чем говорится в Святом Евангелии и во всем Священном Писании и писаниях святоотеческих о спасении душ христианских. Сказано еще в Ветхом Завете, что начало премудрости есть страх Господень, разум же благ всем творящым его (Притч. 1: 7), то есть всем живущим по страху Божию дается благой разум духовный. Святой Исаак Сирин пишет: "Положи в основание в житии твоем страх Божий, и в нескольких днех обрящешися во вратах Царствия". А живущий без страха, как говорит Петр Дамаскин, хотя бы жительствовал на небеси, нисколько не воспользуется, как Адам и диавол.

Разум духовный дается живущим в страхе БожиемКогда кто начинает забывать страх Божий, не подражая святому Давиду, глаголющему: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс. 15: 8), тогда такой человек помрачается и начинает устами празднословить, судить и осуждать, злословить и уничижать ближних, и сердцем поучаться в помыслах плотских, нечистых. И если он скоро не опомнится, то дойдет и до худых дел, называемых диавольскими, потому что, по слову апостола, исперва диавол согрешает (1 Ин. 3: 8), внушая грешное человеку-христианину. Такие-то дела пришел на землю разрушить Сын Божий, нас ради Пострадавший и Умерший на кресте и тридневно Воскресший.

Может быть, кто-нибудь скажет, неужели нельзя уже говорить ни о чем житейском, кроме одного душевного спасения? О всем можно говорить, только с сознанием и благодарным памятованием, что Господь, по благости и милосердию Своему, создал для человека всю вселенную; землю сотворил для временного его пребывания на ней и вместе испытания его воли — к чему она склонна, к добру или злу; а небо — для вечного блаженства достойных и не противящихся слову Божию и покаявшихся. Только одни непокорные слову Божию и нераскаянные грешники идут в огнь вечный, уготованный не людям, а диаволу и аггелам его; люди же как бы добровольно идут туда.

Если мы находимся в благополучии и благоденствии, то должны помышлять с благодарным чувством, что Господь посылает это не по нашему достоинству, а по благости Своей и милосердию. Если постигает нас болезнь или какое-либо бедствие, должно помышлять, что это послал нам Господь за грехи наши для нашего вразумления и поправления.
Если так будем расположены внутренно в душе нашей и так поступать согласно с сим и наружно, тогда будем благонадежны, что нас ради Пострадавший и тридневно Воскресший Господь наш Иисус Христос не оставит нас милосердием Своим ни в сей, ни в будущей жизни.

Из писем прп. Амвросия Оптинского