Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мы ищем и же­ла­ем сла­до­ст­но­го ду­хов­но­го нас­лаж­де­ния; не спо­рю, оно при­ят­но,– но ни­же крес­та, крес­том и оно нам да­ро­ва­но, и без крес­та проч­но быть не мо­жет. Оно при­хо­дит и ос­тав­ля­ет нас по ме­ре то­го, как идем пу­тем крес­та и сми­ре­ния.

преп. Макарий

Все не­сут свой крест, и вы не­се­те свой крес­тик, хоть и од­ним паль­чи­ком, а все-та­ки не­се­те. Не­се­ние крес­та не­об­хо­ди­мо пот­реб­но для спа­се­ния вся­ко­му хрис­ти­а­ни­ну, а не толь­ко мо­на­ху. Да, все не­сут крест и нес­ли, да­же во­че­ло­ве­чи­вый­ся Бог нес крест, и Его крест был са­мый тя­же­лый, как зак­лю­чав­ший в се­бе все крес­ты всех лю­дей. И за­меть­те: Бог не­сет крест, а че­ло­век по­мо­га­ет (Си­мон Ки­ри­нейс­кий) тем, что бе­рет от Не­го крест и сам не­сет его. Зна­чит, и мы, не­ся свои крес­ты, по­мо­га­ем Гос­по­ду в не­се­нии крес­та, т.е. го­то­вим­ся быть Его слу­га­ми на не­бе­сах в ли­ке бесп­лот­ных Ду­хов... Ка­кое вы­со­кое наз­на­че­ние!

преп. Варсонофий

Ве­ли­кое име­ем мы, ве­ру­ю­щие, ору­жие – это си­ла Жи­вот­во­ря­ще­го Крес­та. Как по­ду­ма­ешь, страш­но ста­но­вит­ся за не­ве­ру­ю­щих, они со­вер­шен­но бес­по­мощ­ны: это все рав­но, как ес­ли бы че­ло­век со­вер­шен­но бе­зо­руж­ный ночью отп­ра­вил­ся в дре­му­чий лес,– да его там рас­тер­за­ет пер­вый по­пав­ший­ся зверь, а за­щи­тить­ся ему не­чем. Мы же не бу­дем стра­шить­ся бе­сов. Си­ла крест­но­го зна­ме­ния и имя Ии­су­со­во страш­но для вра­гов Хрис­та, нас спа­сет от лу­ка­вых се­тей ди­а­вольс­ких.

преп. Варсонофий

Утешение в скорбях

Если вы хотите найти утешение в скорбях, обращайте немедленно сердце  ваше ко Господу, Единому Утешителю, испытывайте себя, по слову Божию, т.е. кайтесь, исправляйте себя, веруйте и сердцем и душею во Иисуса Христа и прибегайте к Нему, как к Единому Спасителю нашему. Чем более вы будете молиться Богу в скорбях, тем скорее ощутите чувство сладкого утешения. Призови Мя в день скорби своея, – сказал Господь, – и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49, 15). Злостраждет ли кто в вас, да молитву деет.

Что с нами ни бывает, без попущения Божия не бывает, как сказано праведным Иовом: якоже Господеви изволися, тако и бысть (Иов 1, 21). И посему, подобно ему, должны благодушно переносить все, случающееся в жизни неприятное, и удерживать себя от ропотливости, и не говорить: «Почему это так, а не так?» Ибо, как говорит святый Исаак Сирин: «Неси ты премудрее Бога?..»

Утешение в скорбях…Мне очень чувствительно было читать о бывших прискорбиях с Вами в путешествиях, которые сравниваете Вы с адовыми муками, и сообщество - с демонами. И пришло мне на память, что и со мною было в жизни подобное искушение, т. е. в 1812 году, когда я со многими был у французов в плену, весь ограблен, всего лишен, в одной рубахе и босиком в поле, без пищи; ибо несколько дней не было в брюхе ни хлеба ни зерна, питался капустою с огорода, в сентябре под открытым небом, на земле были лужи, и сверху поливало. Вот я, грешный, в то время, не видя ниоткуда ни избавления, ни утешения, и помыслил: «Господи! неужели и у Тебя такие будут для грешных мучения, какие теперь постигли нас?» Но адовы муки совсем не такие, т. е. если бы все скорби, болезни и несчастия со всего света собрать в одну душу и свесить, то адовы муки несравненно тяжелее и лютее; ибо геенны огненной и сам сатана страшится. Но нам немощным здешние муки зело невыносимы, ибо дух наш иногда и бодр, а плоть всегда немощна.

…Конечно, легче бы было с сытым чревом и с мягкого пуховика, да прямо в пресветлый рай; но туда со креста дорожка проложена, ибо Царствие Божие не одною или двумя, но многими скорбьми достигается!..

Из писем прп. Антония Оптинского