Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ка­кая бу­дет вы­го­да во­и­ну без бра­ни? — Он не­ис­ку­сен и не­му­же­ст­вен. И мо­на­ху без борь­бы нель­зя стя­жать ду­ши в тер­пе­нии и увен­ча­ну быть от Под­ви­го­по­лож­ни­ка. Не из­не­мо­гай ду­хом и не уны­вай в про­тив­нос­тях, но об­ра­щай­ся ко Гос­по­ду с сми­рен­ным мо­ле­ни­ем и ве­руй, что при­идет к те­бе по­мощь.

преп. Моисей

Уте­ше­ни­ям или пред­ва­ря­ет, или пос­ле­ду­ет мя­теж, а се­му при­чи­ною на­ше стра­ст­ное уст­ро­е­ние; страс­ти на­ши суть дверь, зат­во­ря­ю­щая пред на­ми сию ду­хов­ную ра­дость.

преп. Макарий

Гос­подь си­лен всег­да уте­шить нас. Но пос­то­ян­ное уте­ше­ние нам пов­ре­дит — так, ес­ли пос­то­ян­но бу­дет жечь солн­це или лить дождь, то все по­го­рит и поп­ре­ет. А по­пе­ре­мен­но хо­ро­шо.

преп. Анатолий

О «царском пути» подвижничества

Может быть, спросит здесь кто, отчего святые Отцы делали большие подвиги, как например: постились, безмолвствовали, носили вериги (последнее хотя и редкие), – отвечается: всякому духовному возрасту сообразна пища духовная. 

О «царском пути» подвижничестваСвятые Отцы прежде исполнением заповедей очищались от страстей; и когда очистились, сделались так духовны, что иногда забывали, аще в теле суть, или вне тела, не ощущая его потребностей, как говорит св. Макарий Александрийский: «Вы еще плоть, и требуете пищи, а я не требую ныне»; ибо он был духовен и оправдывал на себе сказанное: Не о единем хлебе жив будет человек, но о всяком глаголе Божием, из уст Его исходящем (Мф. 4, 4). Ибо Бог, как Господь естества, соделывает человека, в коем обитает, превыше естества, коим мы, плотяные, яко страстные и немощные, необходимо покоряемся. И каково было их притом смиренномудрие, когда, и достигнув совершенного бесстрастия через непрерывное понуждение себя к добродетелям, все еще почитали себя страстными и, не преставая в сем подозревать себя, продолжали удручать тело свое подвигами? По сей-то причине и муж «в себе Христа имевший» говорил: Умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду (1Кор. 9, 27).

Теперь видно, кажется, почему святые Отцы предпринимали великие подвиги, хотя также в иных излишних подвигах неприметно. Сими словами никак не намерены мы сказать, что большие посты, молитвы, коленопреклонения и прочие подвиги, коими тело удручается, вовсе не нужны, но желаем только склонить вас к благоразумной умеренности в них, которую и святые Отцы восхваляют, называя ее «царским путем», и притом хотим обратить ваше главнейшее внимание на исполнение животворящих и необходимейших заповедей Иисусовых.

Из писем прп. Льва Оптинского