Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Те, ко­то­рые на нас не­го­ду­ют, они нас на­у­ча­ют лю­бо­му­д­р­ство­вать в ис­пы­та­нии се­бя: точ­но ли мы хрис­ти­а­не? лю­бим ли вра­гов на­ших? – и поз­на­нию в сем на­шей не­мо­щи.

преп. Макарий

Участь всех хо­тя­щих спас­тись – стра­дать. По­­это­му, аще стра­да­ем, да ра­ду­ем­ся, ибо со­де­ва­ет­ся на­ше спа­се­ние.

преп. Никон

Страс­ти не мо­гут на­ми гос­по­д­ство­вать, ког­да мы про­тив­ля­ем­ся им и при­зы­ва­ем на них по­мощь Бо­жию. Ук­реп­ля­ет же на нас страс­ти и по­да­ет им над на­ми по­бе­ду на­ше са­мо­лю­бие и гор­дость.

 

преп. Макарий

Прп. Анатолий (Потапов) в воспоминаниях современника

Мне пришлось быть у старца Анатолия в 1905 году в его маленькой, тесной келье в глубине скита. Рядом с ним, в другой келье, помещался о.Нектарий. Мы сидели втроем за самоваром у о.Анатолия. Небольшого роста, немного сгорбленный, с чрезвычайно быстрою речью, увлекающийся, любовный – о.Анатолий уже тогда оставил во мне неизгладимое впечатление.

Прп. Анатолий (Потапов) в воспоминаниях современника Шесть лет спустя я снова увидел о.Анатолия, уже в сане иеромонаха. Он жил уже не в скиту, а в монастыре, при церкви Владимирской иконы Божией Матери, и пользовался уже большой известностью, как общепризнанный старец. Около него уже создалась та особенная духовная атмосфера любви и почитания, которая окружает истинных старцев, и в которой нет ни ханжества, ни истеричности.

О.Анатолий и по своему внешнему согбенному виду, и по своей манере выходить к народу в черной полумантии, и по своему стремительному, радостно-любовному и смиренному обращению с людьми напоминал преп. Серафима Саровского. Обращала на себя внимание его особенная, благоговейная манера благословлять – с удерживанием некоторое время благословляющей руки около чела благословляемого. В нем ясно чувствовались дух и сила первых великих оптинских старцев. С каждым годом возрастала его слава и умножалось число его посетителей.

О.Анатолию пришлось пережить все бедствия военного времени, революции и большевизма. Несмотря на все эти испытания и на собственную тяжелую болезнь, о.Анатолий оставался неизменно живым, отзывчивым и любвеобильным. Он скончался в 1922 году, и с его смертью закончилось четвертое тридцатилетие в истории Оптиной Пустыни.

Из книги прот. С.Четверикова «Оптина Пустынь»