Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что с на­ми ни бы­ва­ет, без по­пу­ще­ния Бо­жия не бы­ва­ет, как ска­за­но пра­вед­ным Ио­вом: яко­же Гос­по­де­ви из­во­ли­ся, та­ко и бысть (Иов. 1, 21). И по­се­му, по­доб­но ему, долж­ны бла­го­душ­но пе­ре­но­сить все слу­ча­ю­ще­еся в жиз­ни неп­ри­ят­ное, и удер­жи­вать се­бя от ро­пот­ли­вос­ти, и не го­во­рить: по­че­му это так, а не так?

преп. Антоний

Сми­ре­ние рож­да­ет­ся от ис­тин­но­го пос­лу­ша­ния и от­ло­же­ния са­мос­мыш­ле­ния, ког­да мы ни в чем не до­ве­ря­ем се­бе, но, во­лю свою и ра­зум от­се­кая, вве­ря­ем дру­гим, мо­гу­щим нас уп­ра­вить.

преп. Макарий

Не имея ни­ко­го окорм­ля­ю­ще­го или с кем бы ду­шу от­вес­ти,– па­че долж­но чи­тать кни­ги и окорм­ля­ти­ся ими с при­зы­ва­ни­ем Бо­жи­ей по­мо­щи.

преп. Макарий

Монашество — бескровное мученичество

Истинное христианство и истинное монашество заключается в исполнении евангельских заповедей. Где нет этого исполнения, там нет и христианства, ни монашества, какова бы ни была наружность. Монах — это тот, кто во всяком месте и деле, во всякое время руководствуется единственно Божиими заповедями и Божиим словом. Монашество — бескровное мученичество.

Монашество — бескровное мученичествоМука не есть лишение себя утех семейной жизни, сладкой пищи, телесного комфорта и других житейских развлечений и утешений. Это только путь к муке, а в пути иногда бывают радостные и приятные встречи, в пути есть ощущение собственной силы и удовлетворение от преодолеваемых препятствий. Собственно же мука — это предстояние пред лицем своей беспомощности и непрестанного лицезрения своего пленения силою страстей. Это состояние сравнимо с положением человека, терпящего истязания от взявших его в плен и предчувствующего свою гибель.

Монах добровольно подставляет грудь мечу Слова Божьего и тот проникает до разделения души и духа, обнажает и будит помышления сердечные. Это все совершается духовно так же реально и болезненно и мучительно, как и телесно.

Сущность монашеского жительства заключается в том, чтобы исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волею Божиею, освятить этим соединением... Истинное послушание — послушание Богу, единому Богу. Тот, кто не может один, сам собою, подчиниться этому послушанию, берет себе в помощники человека, которому послушание Богу более знакомо. А не могут люди с сильными порывами, потому что порывы их уносят.

Укрепить свое сердце, наполнить его благодатью и одолеть, подчинить тело сердечным стремлениям и намерениям — вот задача. Поставить сердце во главу, сделать его владыкою своего существа и отдать его в подчинение Христу за ту милость и ту благодать, которою Господь и укрепил и обновил это сердце.

Из дневниковых записей иером. Василия (Рослякова)