Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Поз­най­те ко­рень гне­ва и ярос­ти: он есть гор­дость; про­ти­во­по­лож­ным оно­му сми­ре­ни­ем ис­тор­гай­те его, при по­мо­щи Бо­га, при­зи­ра­ю­ще­го на сми­рен­ные.

преп. Макарий

Сму­ща­е­тесь, и в ду­ше ки­пит на всех зло. Это от са­мо­лю­бия и тщес­ла­вия. Ста­рай­тесь всег­да счи­тать се­бя пред Гос­по­дом ху­же и греш­нее всех на све­те и мо­ли­тесь в это вре­мя: Гос­по­ди, по­ми­луй нас греш­ных, ра­зу­мея и се­бя, и тех, на ко­го гне­ва­е­тесь.

преп. Иосиф

Ник­то не дол­жен оп­рав­ды­вать свою разд­ра­жи­тель­ность ка­кою-ни­будь бо­лез­нию, — это про­ис­хо­дит от гор­дос­ти. А гнев му­жа, — по сло­ву свя­то­го апос­то­ла Иа­ко­ва, — прав­ды Бо­жия не со­де­ло­ва­ет (Иак. 1, 20). Что­бы не пре­да­вать­ся разд­ра­жи­тель­нос­ти и гне­ву, не долж­но то­ро­пить­ся.

преп. Амвросий

О спасении

Начало нашего спасения состоит в искреннем сознании своей греховности и проистекающем отсюда самоукорении и смирении себя пред Богом и людьми. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). И при этом надо иметь самоотвержение, т.е. отвергнуться своей воли и разума и повиноваться начальствующим и наставникам, как учат святые отцы.

О спасенииДля всех, ищущих спасения, Господь показал путь – исполнение Его заповедей, во Святом Евангелии нам преданных, а оные суть любовь к Богу и ближнему: любяй Мя заповеди Моя соблюдет, сказал Господь (Ин. 14, 21). Святые отцы, прошедшие путь сей деятельно, оставили нам учение, как идти путем сим, и показали нам различные образы противу каждого устроения нашего, могущие нам способствовать ко спасению. И как гордость вина всех наших грехопадений, зол и смущений, так, напротив, смирение губительно для всех страстей и грехов и дает спокойствие.

В чем же состоит успеяние нашего спасения? В том ли, чтоб проходить большие подвиги и думать, что мы уже успели и находимся на пути спасения, и сим утешаться? Нет, успеяние нашего спасения состоит во смирении. Когда мы, делая благо, не полагаем во оном надежды спасения, но считаем себя землею и пеплом. Когда же мы, делая что благое, возомним о себе нечто, тогда отнимается от нас сила к творению благого и попускается побеждаться страстями, дабы смирили мы свое мудрование, почитая себя хуже всякой твари. Ибо Господу Богу приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию.
Спасение наше состоит в вере и уповании на милосердие Божие, предание в Его святую волю себя и всех нас…

Из писем прп. Макария Оптинского