Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мы жи­вем-то в юдо­ли пла­ча; по­э­то­му и при­хо­дит­ся про­во­дить вре­мя-то иног­да ска­ча, а иног­да пла­ча. Бу­дем хоть уте­шать се­бя тою мыс­лию, что эта юдоль пла­чев­ная – вре­мен­ная. Все пром­чит­ся, все про­мельк­нет, как тень, как эхо, и нас­та­нет веч­ность пос­то­ян­ная, не­из­ме­ня­е­мая, бес­ко­неч­ная и о, да­бы для нас бла­жен­ная, свет­лая! Бу­дем на­де­ять­ся, что Гос­подь, по бесп­ре­дель­но­му ми­ло­сер­дию Сво­е­му, не ли­шит нас сей ми­лос­ти.

преп. Амвросий

Внеш­ний мир с его кра­со­та­ми бла­гот­вор­но действу­ет на че­ло­ве­ка, и ду­ша, спо­соб­ная нас­лаж­дать­ся кра­со­тою ми­ра, есть ду­ша воз­вы­шен­ная, но че­ло­век, дос­тиг­ший со­вер­ше­н­ства, со­зер­ца­ет в ду­ше сво­ей та­кую кра­со­ту, пе­ред ко­то­рой ви­ди­мый мир ни­че­го не сто­ит. Гос­подь ска­зал про ду­шу че­ло­ве­ка, лю­бя­ще­го Бо­га: к не­му при­дем и оби­тель у не­го со­т­во­рим (Ин. 14, 23). Не­пос­ти­жи­мо, как это в ма­лень­ком серд­це по­ме­ща­ет­ся Сам Гос­подь, а где Гос­подь, там и рай, там и Царство Бо­жие. Царство Бо­жие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).

преп. Варсонофий

Вся жизнь про­хо­дит в су­е­те. Ум идет пос­ре­ди су­ет­ных мыс­лей и соб­лаз­нов. Пос­те­пен­но он на­вык­нет пом­нить о Бо­ге так, что в су­е­те и хло­по­тах, не ду­мая, бу­дет ду­мать, не пом­ня, пом­нить о Нем. Толь­ко бы шел не ос­та­нав­ли­ва­ясь. По­ка есть это стрем­ле­ние впе­ред – не бой­ся, цел твой ко­раб­лик и под сенью крес­та со­вер­ша­ет свое пла­ва­ние по жиз­нен­но­му мо­рю, цел он, и не на­до бо­ять­ся мо­гу­щих слу­чить­ся бурь. Без не­по­го­ды не обой­дет­ся и ни­ка­кое обык­но­вен­ное пла­ва­ние, тем па­че жиз­нен­ный путь, но не страш­ны жиз­нен­ные невз­го­ды и бу­ри шест­ву­ю­щим под прик­ры­ти­ем спа­си­тель­ной мо­лит­вы: Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную,– не страш­ны они, толь­ко бы не впасть в уны­ние, ибо уны­ние по­рож­да­ет от­ча­я­ние, а от­ча­я­ние уже смерт­ный грех.

преп. Варсонофий

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского о духовной жизни

Вот наступает Успенский пост, все вы будете говеть и причащаться Святых Таин. Некоторые мирские думают, что говеть нужно только один раз в году, но это несправедливо, говеть нужно чаще. Многие мои духовные дети часто причащаются, оттого и исповедовать их мне легче, я знаю всю их душу; тех же, которые по два или три года не говеют, и исповедовать трудно, очень уж замарается душа, не знаешь, как и очистить ее.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского о духовной жизниЭто все равно как в жизни случается. Мои предшественники очень запустили квартиру, в которой я теперь живу, и рабочим много труда пришлось приложить: белить, красить ее, пока она не приняла приличный вид; так и с душой бывает. Люди, преданные мiру, часто и совсем оставляют Церковь, начинают увлекаться чем-то другим.

Вспомните Евангельскую притчу, что Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе вскисло все (Мф. 13, 33). Пока хлеб пресный, не закис, он невкусен. Каждый человек переживает период брожения, т.е. время, когда страсти нападают подобно псам, шипят подобно гадам, воют, как волки, и даже ревут, как медведи. Опасное это время, его необходимо, нужно пережить, побороть все страсти, чтобы наследовать Жизнь Вечную.

Виноград, из которого приготовляется вино, сначала подвергается брожению. Бурно идет этот процесс, пока, наконец, не получится чистое, вкусное и крепкое вино. Даже обыкновенный квас, когда бродит, достигает такой напряженности, что если в бочке не открыть предохранительный клапан, то бочку разорвет, как разорвало однажды у нас в Скиту сороковедерную бочку. Так и страсти волнуют человека, и как необходим ему в это время руководитель! Представьте себе, что какой-то человек ночной порой идет по лесу. Полная темнота вокруг, и он не знает, куда идти.

В отдалении слышится вой волков, под ногами шипят змеи, а там слышен шум несущегося потока. Страшно ему. Но вдруг слышит странник чьи-то шаги. Сжалось его сердце: «Это, должно быть, разбойник идет убить меня», — подумал он. Но напрасно испугался странник: это не разбойник, а путник, который пришел помочь ему. Он держит в руках фонарь и указывает дорогу: «Иди сюда, ты не туда пошел», — говорит он заблудившемуся, и тот благополучно выбирается из леса и доходит до своего села.

Так и в жизни необходимо руководство. Земная жизнь — это ночь, во время которой легко нападать врагу, но духовное водительство спасает нас. И из вас некоторые пережили уже, а другие переживают время брожения, и даже, может быть, очень сильного, но не бойтесь, с Господом не страшно. «Господи, спаси меня! Господи, помоги мне!» — должна вопиять всякая верующая душа — и Господь никогда не оставит.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского