Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Все мы те­перь жи­вем и хо­дим пос­ре­ди се­ни смерт­ной, ибо смерть не за мо­ря­ми, а у каж­до­го за пле­ча­ми. Стра­шим­ся за смерть од­но­го и дру­го­го, но мысль о исп­рав­ле­нии сво­ем от­ла­га­ем впредь, ког­да язык наш не­мо бу­дет го­во­рить.

преп. Антоний

В ка­ком мес­те наз­на­че­но от Гос­по­да че­ло­ве­ку уме­реть, то, хо­тя бы был он за гра­ни­цею за мно­гие ты­ся­чи верст, неп­ре­мен­но при­бу­дет он к мес­ту сво­е­го наз­на­че­ния, и в свое вре­мя, ибо по­ве­ле­ние Бо­жие вы­пол­ня­ет­ся в точ­нос­ти.

преп. Антоний

Мы не мо­жем пос­тиг­нуть, по­че­му мо­ло­дой преж­дев­ре­мен­но уми­ра­ет, а ста­ри­чок иной ску­ча­ет уже са­мой жиз­нию и от бес­си­лия то и де­ло оха­ет, но не уми­ра­ет. Гос­подь же Бог всеп­ре­муд­ро, че­ло­ве­ко­люб­но и не­до­ве­до­мо нам всем и каж­до­му по­лез­ное уст­ро­я­ет и да­ру­ет.

преп. Антоний

Ко дню праведной кончины преподобного Илариона Оптинского отрывки писем с воспоминанием о последних днях преподобного

Преподобный Иларион из 68 лет своей жизни 34 года провел в Оптиной пустыни, в которой решил остаться после знакомства с преподобными старцами Оптинскими Львом и Макарием.  

Прп. Иларион, старец Оптинский

20 лет он нес послушание в качестве преданнейшего келейника преподобного старца Макария, став после смерти последнего его преемником по старчеству, скитоначальником и духовником обители. Болезненность преподобного Илариона усугубилась с марта 1873 года. Неся тяжелейшие телесные скорби на протяжении нескольких месяцев, при этом не оставляя монашеского правила, он отошел ко Господу 18 сентября (1 октября по н. ст.).

Наталья Петровна Киреевская (в девичестве Арбенева, 1809–1900), супруга философа Ивана Васильевича Киреевского, была духовной дочерью преподобных старцев Макария и Илариона. Она была знакома и состояла в переписке со многими людьми. Так еще в 1859 году познакомилась Наталья Петровна и с владыкой Саввой (Тихомировым; 1819–1896), когда он, будучи ректором московских духовных школ, помогал ей в принятии мальчиков на обучение, а она оказывала ему помощь в обустройстве храмов. В изданных автобиографических записках архиепископа Саввы была опубликована часть писем Натальи Петровны к владыке и его к ней, где наряду с общими вопросами обсуждались и некоторые события Оптинской обители.

Ниже приведены отрывки из переписки Н. П. Киреевской с архиепископом Саввой, из которых видно трепетное и благоговейное отношение Натальи Петровны к своему духовнику — прп. Илариону, когда она описывает последние дни старца и его кончину.

Из письма от 24 июля 1872 года: «… получилась весть из Оптиной пустыни о безнадежном состоянии нашего старца отца Илариона, которого уже и приготовляли к кончине, особоровали и постригли в схиму. Можете представить, что я чувствовала?! Помолилась с упованием на милость Божию, послала за лошадьми и чрез день была у одра болящего. Пробыла при нем 9 дней; депешею выписала опытного врача из Москвы, который несколько облегчил страдания старца, но сказал, что болезнь его есть паралич сердца, от сильного напряжения сердечного и трудов не по физическим силам, и что он весьма не надежен, и не может долго продлиться его жизнь, особенно, если будет у него забота, или скорбь сердечная.

Некоторое время ему было получше, вывозили его на воздух в сосновый лес; задыхание несколько уменьшалось, и старец счел себя полуздоровым, потому что мучительная бессонница у него уменьшилась. Настал пост, и братия им любимая желала у него исповедоваться и передать свои скорби. Старец, любвеобильный не мог отказать им и чуть не сделался жертвою любви к ближним! На 5-е июля ожидали его кончины… но, Господь сохранил его до днесь, хотя весьма в трудном положении. Ожидали врача весьма искусного из Петербурга, которого, тайно от старца, усердствующие дети его духовные просили приехать; старец же против всякого лечения. Я стремлюсь душею к старцу, — но какая-то сила препятствий меня как бы закабалила в Москве; однако, надеюсь, что Бог благословит мне грешной избавиться от кабалы тяжкой, и может удастся в конце этой недели уехать к возлюбленному святому старцу. Уехать же из Москвы, не написав к вам, не могла по сердцу»[1].

Из письма от 29 декабря 1873 года:«О себе скажу что Вам? Мы осиротели, лишились нашего благодетельного старца о. Илариона; он скончался 15-го сентября; при нем я жила более месяца и после погребения его уехала из Оптиной пустыни 23 сентября. Дивный был старец в терпении, любви, духовном рассуждении, смирении! Пред кончиною своею мудрый архимандрит Моисей выразился в 1862 г. так: “Отец Иларион — великое нам наследие о. Макария, испытанный в добродетелях духовных, и столп утверждения”. Тяжело лишение такого великого старца. Дар прозорливости его в последнее время был поразителен и равен со смирением и любовию его!»[2]


[1] Cавва (Тихомиров), архиеп. [Хроника моей жизни]: Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.)]: Т. 4. (1868–1874 гг.). Сергиев Посад, 1899. С. 586–587.

[2] Cавва (Тихомиров), архиеп. Указ. соч. Т. 4. (1868–1874 гг.). С. 717.

 

Материал подготовлен: епископ Можайский Леонид