Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бо­гом так оп­ре­де­ле­но, что­бы каж­дый че­ло­век имел в жиз­ни сей ка­кой-ли­бо крест, т.е. прис­кор­бие ду­шев­ное, ко­то­рый дол­жен он бла­го­душ­но несть, ибо от ма­ло­ду­шия и не­тер­пе­ния ни­ка­кой поль­зы нет. И ког­да мно­ги скор­би и пра­вед­ным лю­дям в жиз­ни сей слу­ча­лись, то мы, лю­ди не­­без­г­реш­ные, коль­ми па­че все долж­ны тер­петь.

преп. Антоний

Ка­кое бы ни пос­тиг­ло те­бя огор­че­ние, ка­кая бы ни слу­чи­лась те­бе неп­ри­ят­ность, ты ска­жи: стерп­лю это я для Ии­су­са Хрис­та! Толь­ко ска­жи это, и те­бе бу­дет лег­че. Ибо имя Ии­су­са Хрис­та силь­но – при нем все неп­ри­ят­нос­ти ути­ха­ют, бе­сы ис­че­за­ют; утих­нет и твоя до­са­да, ус­по­ко­ит­ся и твое ма­ло­ду­шие, ког­да бу­дешь пов­то­рять слад­чай­шее имя Его. Гос­по­ди! Даждь ми тер­пе­ние, ве­ли­ко­ду­шие и кро­тость! Гос­по­ди! Даждь мне зре­ти моя сог­ре­ше­ния и ни­ко­го не осуж­да­ти!

преп. Антоний

Царствие Бо­жие ну­дит­ся, и без по­нуж­де­ний его ник­то не по­лу­чал. На­до сно­сить тя­го­ты дру­гих, а для это­го про­си у Гос­по­да тер­пе­ния.

преп. Иосиф

Осенний лист Оптинского старчества

Преподобноисповедник Никон родился в 1888 году в Москве и в крещении был наречен Николаем. В 1907 году он впервые попал в Оптину.

Введенская Оптина пустынь со скитом при ней была до разрушения большевиками одним из самых важных и напряженных в духовном отношении мест в церковной жизни России. В ХIХ — начале ХХ столетия монастырь еще поддерживал достаточно высокий уровень духовной жизни, в то время как по всей России этот уровень стремительно падал.

Прписп. Никон

Отношения и искушения между братией были здесь, впрочем, такие же, как в древних обителях. «Вот видите, через какие горнила приходится проходить монаху на иноческом пути с начала до конца. И вот тут-то и нужна молитва Иисусова, и без нее ни одна душа не выдержит... А созерцанием всего этого не смущайтесь и не унывайте. Раскройте преподобного Феодора Студита и увидите, что все это и тогда было. А теперь научайтесь терпению», — говорил скитоначальник старец Варсонофий своему секретарю, послушнику Николаю Беляеву.

 

Именно в Оптиной несколько монахов тогда с целеустремленностью и упорством, достойными лучшего применения, открыли войну против руководства монастыря и скита, возведя на него клеветнические обвинения. И несмотря на доказанный клеветнический характер их жалоб, добились-таки своего — смены руководства обители. И в частности, перевода в другой монастырь старца Варсонофия — скитоначальника и наставника послушника Николая Беляева.

Синодальные чиновники и великосветская знать поддержали бунтарей, заподозрив в оптинских старцах возможность независимого суждения. И не потому, что они его где-либо высказывали или когда-либо обращались к обществу с развернутым суждением по религиозно-общественным вопросам или с каким-либо особым учением. У них не было никакого особого учения, кроме известного евангельского учения о спасении, в котором они и наставляли к ним приходящих. Но для тогдашнего бюрократического строя, называвшего себя православным, но таковым не бывшим и не могущим по определению быть, неприемлема была сама возможность внебюрократического духовного авторитета.

Юноша Николай провожал осень Оптинского старчества и уже сам вскоре вступил в эпоху исповедничества, когда пришла пора сдавать серьезный экзамен основ духовной жизни перед лицом гонителей. На склоне лет преподобный Варсонофий сказал Николаю: «Прежде я не понимал, что делается в миру, а теперь, когда приходится мне сталкиваться с ним, он поражает меня своей крайней сложностью и безотрадностью. Правда, бывают радости, но они мимолетны, мгновенны. Да и какие это радости? Самой низшей пробы... А у нас — блаженство, даже немножко как бы похоже на рай... Хорошо, кто заботится о внутренней, созерцательной жизни, ибо она даст ему все».

В 1922 году ликвидационная комиссия удалила из монастыря большую часть монахов, и Оптина поступила в особое ведение ОГПУ. Николай к этому времени был пострижен в монашество с именем Никон и рукоположен во иеромонаха. Сталкиваясь с новыми искушениями и гонениями, он не унывал. «В предании и себя и всего воле Божией обретаю мир душе моей», — писал он.

Отец Никон был арестован в 1927 году, приговорен к трем годам заключения в концлагерь и отправлен под Кемь, неподалеку от Соловков. В 1930 году без проведения нового следствия он был приговорен к трем годам ссылки в Северный край и отправлен в небольшую деревушку в Пинежском районе Архангельской области. Его поселили в доме, где жестокая хозяйка, пытаясь нещадно его эксплуатировать, заставляла его работать — к тому времени уже смертельно больного.

Перед смертью, в своем последнем письме вспоминая наставника старца Варсонофия и все, что тот ему говорил о монашеской жизни, отец Никон написал: «Преподобный Феодор Студит, сам бывший в ссылке, ликует и радуется за умирающих в ссылке. И мне приходила мысль, что мы, иноки, отрекшиеся от мира, и ныне, хотя и невольно, проводим мироотреченную жизнь. Так судил Господь. Наше дело — хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное вручить Богу. Не постыдится надеющийся на Господа...»

Игумен Дамаскин (Орловский)