Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ко­го по­се­тит Гос­подь тяж­ким ис­пы­та­ни­ем, скор­бию, ли­ше­ни­ем воз­люб­лен­но­го из ближ­них, тот и не­воль­но по­мо­лит­ся всем серд­цем и всем по­мыш­ле­ни­ем сво­им, всем умом сво­им. След­ствен­но, ис­точ­ник мо­лит­вы у вся­ко­го есть, но от­вер­за­ет­ся он или пос­те­пен­ным уг­луб­ле­ни­ем в се­бя, по уче­нию от­цев, или мгно­вен­но Бо­жи­им свер­лом.

преп. Лев

Хо­ро­шо мо­лить­ся пе­ред рас­пя­ти­ем, вспо­ми­ная стра­да­ния Спа­си­те­ля: зап­ле­ва­ния, за­у­ше­ния, на­ру­га­ния, би­е­ния, при этом сми­ря­ет­ся дух.

преп. Амвросий

Мо­лись про се­бя, ища од­ной толь­ко ми­лос­ти и во­ли Бо­жи­ей, в церк­ви ли бы­ва­ешь, вне ли церк­ви, идешь ли, си­дишь ли, ле­жишь ли, мо­лись: Гос­по­ди, по­ми­луй, яко­же ве­си, яко­же во­ли­ши.

преп. Амвросий

О спасении в богатстве

Подлинно, трудно спастись среди изобилия, или яснее, в богатстве; однако же, «от Бога вся возможна». А поелику богатство есть вещь сама по себе ни добрая, ни злая – средняя, то, следовательно, ничто не возбраняет богатому хранить умеренность в отношении нужд в жизни, никто не препятствует ему посильно трудиться, милосердствовать и пребывать в глубоком унижении духа. Богоугодна мысль, что достаточный превосходит бедного одним своим имением; в порядке же вещей он тот же прах и пепел, нисколько не далек по законам естества от каждого смертного, не менее подлежит видимой и непредвидимой превратности земнородных, как и самый нищий, – от него не отнято: «Смиряй себя вознесется».

О спасении в богатствеТакая мысль хранит спокойствие чувств и духа, она есть благодетельница внутреннего христианина во всяком роде жизни; она есть хранительница непоколебимости ума во всяком случае, как бы мудрый всадник, управляя стремлениями страстей, ограничивает оные от непрестанных движений и колесницу тела нашего, возимую иногда свирепыми (и тщетными) склонностями, благополучно управляет к чаемой цели, или и самую душу к Отечеству Небесному. Так убо имейте смирение и, уповая на Бога, будьте великодушны. Сколько можно старайтесь о добродетели, о сердечной преданности себя судьбам Всемогущего, соединяя оную с молитвою. Удовольствиями не увлекайтесь и в горестях не унывайте.

Итак, ни богатство не обвиняйте, ибо судьбы Всевышнего привели вас в жизнь такого семейства; и о том равно не беспокойтесь, что оно не в полной нашей воле, но храните умеренность. Любите труд посильный, милостыню, непосредственную преданность к Богу, возможную молитву, и одно изящнейшее – святое смирение, за коим да управит в прочем Господь вас и утешит сердце ваше, по мере смирения, утешением благодатным.

Из писем прп. Льва Оптинского