Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Пом­ни мо­на­шес­кое пра­ви­ло – не на­чи­нать го­во­рить са­мо­му, не быв спро­шен­ным.

преп. Никон

Мол­ча­ние под­го­тов­ля­ет ду­шу к мо­лит­ве. Ти­ши­на,– как она бла­гот­вор­но действу­ет на ду­шу!

преп. Никон

Меж­ду со­бою хра­ни­те мол­ча­ние, кро­ме нуж­но­го ни­че­го пос­то­рон­не­го не го­во­ри­те, да бу­дет чист ум ваш в мо­лит­вах. Уко­ряй­те се­бя мыс­лен­но и уни­чи­жай­те, и худ­ши­ми всех се­бя имей­те, и Бог приз­рит на сми­ре­ние ва­ше и пок­ро­ет от всех ис­ку­ше­ний.

преп. Моисей

Богу угодна смиренная мытарева молитва

Старайся выполнять данное тебе молитвенное правило неопустительно. Самочинно его не увеличивай; а когда почему-либо придется не выполнить его, не смущайся, а укоряй себя за немощь свою. Батюшка Амвросий говорил, что смущение нигде в числе добродетелей не поставлено; не смущаться надо, а смиряться, сознавая свою немощь. От увеличения молитвенного правила я предостерегаю тебя потому, что иногда от неумеренного молитвенного самочинного правила, совершаемого без смирения, а с гордостию, без мысли о грехах своих и о покаянии в них образуется в душе и сердце человека неправильное настроение, рождающее злые плоды, а не благие, и один из первых злых плодов – превозношение себя, любование своею молитвою: «Несть, якоже прочие человецы» (Лк., 18, 11).

Богу угодна смиренная мытарева молитваПомнится, что наш Старец игумен Антоний, когда его спрашивали о молитвенном правиле, говорил, что много было у него за всю его жизнь иноческую различных правил, но осталось лишь одно: «Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк. 18, 13), т.е. смиренная мытарева молитва, приносимая Богу из сознания своих немощей и греховности. Иногда при желании помолиться можно и еще что-либо почитать, например, несколько глав Евангелия, вместо одной, или акафист какому-либо святому, или иконе Божией Матери и т.д., не прибавляя этого к данному правилу ежедневно, как правило.

…Нужно знать, что первым и основным настроением при молитве должно быть не ожидание наслаждений, а приношение Богу покаяния и смирение; нужно знать, что необходима борьба со страстями и очищение сердца от страстей; что достигается эта чистота сердца хранением заповедей Божиих, без чего немыслима вообще духовная жизнь.

Из писем прп. Никона Оптинского