Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да хо­чешь по­лу­чить ис­тин­ный по­кой ду­шев­ный, то пос­лу­шай Гос­по­да, за­по­ве­дав­ше­го нам: на­у­чи­те­ся от Ме­не, яко кро­ток есмь и сми­рен серд­цем: и об­ря­ще­те по­кой ду­шам ва­шим (Мф. 11, 29). Ви­дишь, че­му бо­лее по­ве­ле­ва­ет Гос­подь на­у­ча­ти­ся – сми­ре­нию и кро­тос­ти, ко­то­рые толь­ко мо­гут нас ус­по­ко­ить, но на­у­ка эта не от од­но­го ра­за и не в один день или год при­об­ре­та­ет­ся, но мно­гим вре­ме­нем, по­нуж­де­ни­ем се­бя и по­мо­щию Бо­жи­ею.

преп. Макарий

Что­бы не иметь ни­ка­кой скор­би и вдруг по­лу­чить спо­кой­ствие – это от­нюдь не воз­мож­ное де­ло; ког­да все страс­ти по­бе­дим, унич­то­жим гор­дость и стя­жем сми­ре­ние, тог­да об­ря­щем и по­кой, ибо и Гос­подь по­ве­лел учить­ся от Не­го кро­тос­ти и сми­ре­нию, для об­ре­те­ния по­коя (Мф. 11, 29).

преп. Макарий

Мы, осуж­дая дру­гих, се­бя мним неч­то бы­ти и ли­ша­ем­ся спо­кой­ствия; вы зна­е­те Гос­под­нее сло­во: на­у­чи­те­ся от Ме­не, яко кро­ток есмь и сми­рен серд­цем: и об­ря­ще­те по­кой ду­шам ва­шим (Мф. 11, 29), то аще не име­ем спо­кой­ствия ду­шев­но­го, зна­чит, не име­ем сми­ре­ния и кро­тос­ти.

преп. Макарий

Небесный покровитель всех приходящих в Оптину

Старец Иларион стал достойным продолжателем священных оптинских традиций старчества. Началом старчества является духовничество, которое в Оптиной не ограничивалось исповедью, но соединялось с откровением помыслов. Долго пробыв ближайшим учеником старца Макария, отец Иларион, став скитоначальником и духовником, старался и по управлению, и по духовничеству поддерживать те порядки, которые были заведены его учителем.
По воспоминаниям схиархимандрита Иоанна (Маслова), преподобный Иларион «обладал молитвенным даром так воздействовать на человека, что тот, чувствуя невидимое присутствие Всемогущего Господа, со всей откровенностью исповедовал старцу самые потаенные движения своего сердца».

Небесный покровитель всех приходящих в ОптинуМудрость батюшки была велика: хотя говорил он очень мало, но слова его имели благодатную святую силу, а потому, получив от него наставление, человек чувствовал в себе искреннее желание исполнить его. Знание сердца человеческого было у него такое, что нельзя было не изумляться. Духовный сын старца писал: «Неоднократно я замечал, что батюшка, желая мне что-нибудь сказать на пользу, по смирению своему, высказывал это не прямо, а в форме предположений или советов, так что сначала я не обращал на это внимания.

Но, когда я заметил, что все такие его советы стали сбываться, и некоторые даже и через несколько лет, то я стал на лету замечать каждое его слово. Я, по возможности, старался сохранять его слова в своей памяти, в полной уверенности, что это рано или поздно сбудется, или, что я должен буду этими советами руководствоваться при каком-либо ожидающем меня искушении или обстоятельстве».

Сохранились проникнутые любовью слова старца о паломниках в Оптину: «Можно ли оставить без участия и помощи добрые души людей, с чистым усердием и любовью стремящихся к Богу? Смотря на них, невольно радуется дух, – что их всех заставляет идти сюда за сотни верст? Иные оставляют семейства, малолетних детей на чужих руках и отправляются, находя себе здесь от мирских забот и попечений духовное утешение и отраду. Ни недосуг, ни непогода – ничто не останавливает их, не препятствует благой их цели; ради душевной пользы самый даже путевой труд служит им в утешение.

Да, слава Богу, есть и в наше время истинные рабы Божии, ищущие душевной пользы и спасения. Даруй, Господи, чтобы все они, по вере их, достигли своей цели и, возвращаясь от нас с назиданием душевным, выносили чистые мысли, святые желания для совершения добрых дел, прославляя Бога, подающего нашему скудоумию слово к душевной их пользе».

Можно не сомневаться, что и сейчас старец оптинский Иларион призирает на приходящих в Оптину с верою к святым мощам старцев и подает им незримо помощь и молитвенное заступление...

Из жития прп. Илариона Оптинского