Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Скор­би ве­дут на не­бо: так уст­ро­е­но Бо­гом для очи­ще­ния гре­хов, и не­до­пу­ще­ния до боль­ших про­с­туп­ков и для по­лу­че­ния веч­но­ра­до­ст­ной бла­жен­ной жиз­ни на не­бе.

преп. Иосиф

Царствие Не­бес­ное не да­ет­ся ле­жа­щим на бо­ку, а толь­ко тру­дя­щим­ся и скор­би тер­пя­щим.

преп. Иосиф

Кто всем серд­цем об­ра­ща­ет­ся к Бо­гу и час­то Ему мо­лит­ся, тот из­бе­га­ет мно­гих скор­бей, а уж ес­ли мы не хо­тим тру­дов воль­ных, то долж­ны тер­петь скор­би не­воль­ные, что­бы не отс­тать от свя­тых. Ска­за­но: нич­то­же сквер­но не вни­дет в Царство Не­бес­ное: зна­чит, име­ю­ще­му вой­ти в сие Царство не­п­ре­мен­но нуж­но по­то­мить­ся.

преп. Анатолий

О спасительности среднего пути

Поставленные на ратном поле века сего воины ни о чем более не думают, как о том, чтобы одержать победу над врагами. Так, отвергшиеся мира должны о том токмо и помышлять, чтобы при помощи Божией соделаться совершенными победителями. Но как в сражении с внешними врагами есть две крайности: сильная стремительность — и недеятельность, так точно и в духовной брани.

О спасительности среднего пути Стремительность часто преступает пределы благоразумия и отстраняется от истины иногда слишком далеко, а потому не только иногда не получает успеха, но еще в горшую впадает опасность. Так, например, полководец пылкого духа нередко, не испытав собственных сил и твердости и вверяясь одной своей запальчивости, сильно устремляется на врагов своих, но не выдержавши борьбы, когда пройдет его жар, или совершенно погибает, или остается в посмеянии у врагов.

В духовной брани случается то же, ибо сильная стремительность к победе нередко возрождает в человеке дух самонадеянности. От сего и утвердившиеся в подвигах веры крепкие мужи иногда ослабевали, особенно когда благодать Божия на некоторое время оставляла их, дабы испытать их и показать им собственную их немощь. Ап. Петр, сильно желавший и в темницу и на смерть идти со Христом, в опасности троекратно отвергся Его и убоялся даже рабы архиереевой. Из сего мы должны научиться, что во брани с внутренними врагами не должно слишком спешить,​ впрочем, и не оставаться в бездейственности. Ибо само собою разумеется, что недеятельные то же, что и безоружные, которых, пришедши, враг поемлет в плен без сопротивления.

Следовательно, в духовных подвигах должно держаться святой, непадательной середины. Стезя средняя есть самая наилучшая и вернейшая стезя спасения, на которую мы с вами почти что попали. Бодрствуйте же, стойте, укрепляйтеся, говорит Апостол.

Из писем архимандрита Александра Арзамасского прп. Моисею Оптинскому