Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не гор­ди­тесь и не тщес­лавь­тесь ни са­ми в се­бе, ни пе­ред дру­ги­ми. Ска­за­но: „не тру­би пе­ред со­бой и пе­ред дру­ги­ми", а счи­тай­те се­бя ху­же всех и свы­кай­тесь с мыслью, что вы при­го­во­ре­ны к ад­ским му­че­ни­ям, что вы дос­той­ны их и что из­ба­вить­ся от них мо­же­те толь­ко по ми­лос­ти Бо­жи­ей. Хо­тя это не­лег­ко, и толь­ко свя­тые дос­ти­га­ют то­го, что счи­та­ют се­бя дос­той­ны­ми адс­ких му­че­ний и худ­ши­ми всех счи­та­ют са­мих се­бя.

преп. Варсонофий

Бо­лее все­го сми­ряй­те се­бя в мыс­ли пред Бо­гом и людь­ми, чрез что и Царствие Бо­жие уз­ри­те внутрь се­бя, и в то вре­мя бу­дет ли­цо ва­ше си­ять бла­го­го­вей­ным спо­кой­стви­ем и при­ят­ною улыб­кою.

преп. Антоний

Ког­да при­хо­дит хо­лод­ность и рас­се­ян­ность, сму­щать­ся этим не долж­но, а долж­но в это вре­мя бо­лее уко­рять се­бя пред Гос­по­дом и сми­рять­ся, счи­тая се­бя греш­ней­шею па­че всех че­ло­век.

преп. Иосиф

Всякая добродетель обращается в навык, а молитва является следствием подвига

Нельзя стать святым, т.е. исполнить заповеди Божии без труда, а этот труд состоит из молитвы, поста и бдения. В Евангелии говорится, что однажды привели к ученикам Христовым бесноватого. Сколько Апостолы ни старались изгнать злого духа, он не слушал и говорил: "Не выйду". Тогда бесноватого отвели ко Христу, и Сам Господь изгнал беса.

Всякая добродетель обращается в навык, а молитва является следствием подвигаУченики, оставшись наедине со Христом, с оттенком упрека говорили Ему: "Почто мы не возмогохом изгнати его?" Господь сначала сказал: "За неверие ваше", затем же добавил: "Сей же род (т.е. злые духи) не исходит, токмо молитвою и постом" (Мф. 17, 21). Итак, молитва, пост и бодрствование над собою, т.е. хранение своих мыслей и чувств, делают нас победителями врагов нашего спасения. Самое трудное из этих дел есть молитва. Всякая добродетель вследствие управления обращается в навык, а молитва до самой смерти требует побуждения и является следствием подвига.

Молитва трудна, т.к. ей противится наш ветхий человек, но она трудна еще и потому что враг всей силой восстает на молящегося. Молитва есть вкушение смерти диаволу, хотя, конечно, он уже умер духовно. Но молитва как бы снова поражает его, а потому он всячески противится ей. Даже святые, уж, кажется, должны бы только утешаться молитвой, но по временам она и для них трудна. Правда, молитва несет с собою и высокое утешение, и не только праведнику, но и грешнику.


Враг сильно нападет, внушая уныние, отчаяние и какой-то необычайный страх. "Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх" (Пс. 52, 6). Иногда человек чувствует свое полное бессилие и руки опускает, но такая печаль незаконна: нужно молитвой и крестным знамением, в котором сокрыта непостижимая сила, противиться козням врага.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского