Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

При­ни­май скор­би с бла­го­да­ре­ни­ем и се­бе уко­ре­ни­ем, и Гос­подь по­мо­жет те­бе и прос­тит те­бе вся сог­ре­ше­ния твоя.

преп. Лев

Скор­бей ниг­де не из­бе­жишь, ибо оные суть по­рож­де­ния собствен­ных на­ших страс­тей, ко об­ли­че­нию их, да­бы мы, с по­мо­щию Бо­жи­ею, по­пек­лись об ис­це­ле­нии их.

преп. Макарий

Ес­ли вы хо­ти­те най­ти уте­ше­ние в скор­бях, об­ра­щай­те не­мед­лен­но серд­це ва­ше ко Гос­по­ду, Еди­но­му Уте­ши­те­лю, ис­пы­ты­вай­те се­бя, по сло­ву Бо­жию, т.е. кай­тесь, исп­рав­ляй­те се­бя, ве­руй­те и серд­цем и ду­шею во Ии­су­са Хрис­та и при­бе­гай­те к Не­му, как к Еди­но­му Спа­си­те­лю ва­ше­му. Чем бо­лее вы бу­де­те мо­лить­ся Бо­гу в скор­бях, тем ско­рее ощу­ти­те чувство слад­ко­го уте­ше­ния.

преп. Антоний

Меч духовный

В православной традиции четки именуются духовным мечом (см. Еф. 6, 17), служат напоминанием о непрестанной молитве, которая оберегает ум от рассеивания.

Портрет преподобного Амвросия Оптинского

Четки вручаются монаху при постриге. Преподобный Амвросий Оптинский говорил одной монахине о четках:
– Это – меч духовный! Слышала, с какими словами тебе четки давали? «Приими, сестро, меч духовный, да выну в уме, во устех, в мыслях и в сердце содержиши щит веры глагол Иисусов, сие есть: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”».

«Выну» – значит всегда, непрестанно.

Так помни же: выну (всегда) в уме, во устех, в мыслях, в сердце должна иметь: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Это – долг.

Ты обязана хранить выну (непрестанно) в уме, во устех, в мыслях, в сердце: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную».

Внимай словам: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную».

Заключай ум в каждом слове: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную».

При всяком разговоре можно творить молитву. Особенно когда другие говорят, а ты слушаешь. Ничего нет быстрее ума. Возведи его к Богу, вот и будешь творить молитву, только будь внимательна. Больше ничего не нужно, как только то, чтоб ум заключался в каждом слове: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную».

Прп. Иосиф Оптинский

Ученик преподобного Амвросия, старец Иосиф Оптинский часто наставлял своих учениц: «Знай свой угол да свои четки», – то есть не вмешивайся в чужие дела, не рассеивайся, а пребывай постоянно во внимании к себе и молитве.

Во многих письмах преподобный Иосиф советовал молиться по четкам во время службы: «В церкви тоже проходи четки, хотя бы слегка шепотом, выбирай место более уединенное и глаза по сторонам не води, а за борьбу с помыслами и сонливостию ты получишь мученические венцы, и чем тяжелей борьба, тем больше награда»; «Для приучения себя не рассеиваться во время службы, перебирать четки с молитвой по счету, сколько четок в какую службу»; «Молитву Иисусову в церкви твори по четкам, старайся со вниманием, принуждай себя, и привыкнешь с помощию Божиею. Надо одну Иисусову молитву привыкать творить».

Молитву следует проходить и на послушании, но уже без четок: «На послушании твори молитву без четок, а в церкви за службой можно и по четкам. Надо считать и четки, от этого больше внимания бывает к молитве».

Во время искушения, как писал старец Иосиф: «повнимательней молись Иисусовой молитвой по четкам, и утешишься».

Многие спрашивают, можно ли проходить молитву по четкам мирским людям. Преподобный оптинский старец Макарий в одном из писем отвечал на этот вопрос следующим образом, что «хотя оные и преимущественно принадлежат монахам, но не мешает и мирским молиться по ним, токмо неявно носить, как монахи, а в домашней молитве или в дороге; ибо четки называются меч духовный, напоминающий нам о молитве, изъявляющий количество молитв или поклонов, положенных нам». 

Время Великого поста – время особого покаяния и молитвы. Перебирая четки, будем, по совету оптинских старцев, с сокрушением сердцем творить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».