Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ка­кое бы ни пос­тиг­ло те­бя огор­че­ние, ка­кая бы ни слу­чи­лась те­бе неп­ри­ят­ность, ты ска­жи: стерп­лю это я для Ии­су­са Хрис­та! Толь­ко ска­жи это, и те­бе бу­дет лег­че. Ибо имя Ии­су­са Хрис­та силь­но – при нем все неп­ри­ят­нос­ти ути­ха­ют, бе­сы ис­че­за­ют; утих­нет и твоя до­са­да, ус­по­ко­ит­ся и твое ма­ло­ду­шие, ког­да бу­дешь пов­то­рять слад­чай­шее имя Его. Гос­по­ди! Даждь ми тер­пе­ние, ве­ли­ко­ду­шие и кро­тость! Гос­по­ди! Даждь мне зре­ти моя сог­ре­ше­ния и ни­ко­го не осуж­да­ти!

преп. Антоний

Царствие Бо­жие ну­дит­ся, и без по­нуж­де­ний его ник­то не по­лу­чал. На­до сно­сить тя­го­ты дру­гих, а для это­го про­си у Гос­по­да тер­пе­ния.

преп. Иосиф

По­тер­пи, и при­дет в свое вре­мя Уте­ши­тель. Гос­подь ска­зал: В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19). Где не смо­жешь и не доз­во­ля­ет здо­ровье, там сми­рись и уп­ро­си крот­ко, и глав­ное – по­тер­пи. А че­го не стер­пишь, уко­ри се­бя и про­си у Бо­га по­мо­щи.

преп. Анатолий

Скорби посылаются от Любви

Прп. Макарий Оптинский

О тихой и счастливой жизни мечтает, наверное, каждый человек, но не всегда наши желания согласуются с действительностью. Зачастую на нас обрушиваются разного рода скорби и несчастья, приводящие нас в уныние, а порой, если эта проблема слишком велика, — и в отчаяние. И в таких сложных обстоятельствах в сердце верующего человека может начать проникать сомнение: если есть Бог, и Он есть любовь, то почему Он наказывает меня? На этот вопрос даёт ответ в своих письмах прп. Макарий Оптинский. Так он пишет: «Искушения посылаются или для наказания за грехи, или к искусу нашей веры и любви к Богу, или для того, чтобы возбранить от грехов». Но самую главную причину ниспосылаемых на нас скорбей старец видит в исключительной любви Божией к падшему человеку: «Находясь в безскорбной жизни, мы забыли бы себя и уклонились бы всем сердцем к миру и его обольстительным удовольствиям, которые повреждают душу и отлучают от Бога: a, когда сердце поражено скорбию, то уже невольно умирает миру, его ничто не обольщает; не находя нигде утешения, прибегает к Богу и конечно получает по временам утешение. Бог – любовь есть (1Ин. 4, 8) и от любви Своей посещает нас скорбями, видя, что неполезна для нас отрадная жизнь. Св. Писание говорит: егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Прит. 3, 12)».

Указав на основные источники наших скорбей, прп. Макарий говорит и о средствах к наиболее лёгкому их перенесению, а именно: «При благодарном же терпении, со смирением, сознанием своей греховности и покорностию воле Божией, скорби наши облегчаются и скоро проходят».

В письме к одной монахине он говорит: «Вижу, что ты живешь, скорбишь, и ропщешь чем только больше увеличиваешь свои скорби. Скорби нельзя не иметь, ибо в безскорбной жизни мы себя забудем, и в многоразличные страсти впадем. Апостол св. пишет: во всем скорбяще, но не стужающе си (2Кор. 4, 8), т. е. не малодушествовать, не роптать, а надобно еще благодарить Бога, что посылает оные; ибо без Его мановения ни едина скорбь не может приключиться. Как же ты научишься терпению, когда не будешь иметь никакой скорби? Скорби же посылает Господь от любви, и отвергающий скорби отвергается своего спасения».

Помня наставления преподобного старца Макария, не будем всякий раз возмущаться и роптать на случающиеся с нами искушения, но с верою и надеждою принимать всё, как от руки Божией, ибо многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие (Деян. 14, 22).