Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не уга­шай­те ду­ха, но па­че возг­ре­вай­те его тер­пе­ли­во мо­лит­вой и чте­ни­ем свя­то­оте­чес­ких и свя­щен­ных пи­са­ний, очи­щая серд­це от страс­тей.

преп. Варсонофий

Луч­ше сог­ла­шай­тесь подъ­ять ты­ся­чу смер­тей, чем ук­ло­нить­ся от Бо­же­ст­вен­ных за­по­ве­дей Еван­гельс­ких и див­ных ус­та­нов­ле­ний ино­чес­ких.

преп. Варсонофий

В ду­хов­ной жиз­ни всег­да так бы­ва­ет: или пред­ва­ря­ет скорбь уте­ше­ние, или сие скорбь пред­ва­ря­ет. Сии пе­ре­ме­ны рож­да­ют на­деж­ду и сми­ре­ние. Толь­ко скор­би бы­ва­ют раз­лич­ные, и мирс­кие, и ду­хов­ные, но об этом те­бе еще ра­но знать, а при­ни­май то, что пош­лет Бог, с бла­го­да­ре­ни­ем и рав­но­ду­ши­ем, в уте­ши­тель­ных чувствах не воз­но­сись, а в скорб­ных не упа­дай ду­хом.

преп. Макарий

Обучение себя
и просвещение других

Смч. Вениамин (Казанский)

Третья статья из цикла публикаций посвящённых священномученику Вениамину (Казанскому), приуроченных к изданию Оптиной Пустынью жития святителя.


В 1883 году Василий Казанский поступил в Каргопольское духовное училище и, окончив его в 1887 году, продолжил образование в Олонецкой духовной семинарии. После окончания в 1893 году Олонецкой духовной семинарии Василий, как один из лучших ее студентов, был направлен учиться на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. В то время религиозно-просветительскую деятельность в Санкт-Петербурге стало успешно развивать Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, при котором был храм Святой Живоначальной Троицы и большой зал для духовных бесед. Уже на первом курсе Василий стал активным их участником. Первая его беседа 17 марта 1894 года была: «Житие святого Алексия, человека Божия, и нравственные уроки, в нем заключающиеся». Темами его миссионерских бесед стали: «„О важном значении в деле нашего спасения благовестия Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии“, „Особенности богослужения пятой седмицы Великого поста (Стояние Марии Египетской и Похвала Богородице) и рассказ об Иосифе", „О терпеливом перенесении скорбей по примеру Иова", „О страданиях Иисуса Христа". На беседах присутствовало триста – триста пятьдесят человек».

Василий Павлович Казанский,
студент Санкт-Петербургской духовной
академии.

Через год число бесед, которые вел Василий, и мест их проведения значительно увеличилось. Он стал посещать с беседами 1-й ночлежный дом памяти императора Александра II, где в понедельник, вторник и среду велись беседы по объяснению Евангелия. С октября 1894 года по апрель 1895 Василий провел с ночлежниками восемнадцать бесед. 26 февраля 1895 года в Адмиралтейском соборе он беседовал на тему «Страдание православных». Его слушателями стали около двух тысяч человек 7-го и 13-го флотских экипажей и резервного кадрового батальона.

17 сентября 1895 года состоялось открытие подобных бесед в школе при писчебумажной фабрике братьев Варгуниных. Беседы открыл Василий Казанский словом, в котором он сказал о значении внебогослужебных собеседований. На открытии присутствовало около трехсот человек, преимущественно члены Никольского общества трезвости. Беседы здесь вели студенты Василий Казанский, Александр Рождественский и монах Сергий (Тихомиров).

14 октября 1895 года в храме духовной академии при многочисленном стечении молящихся Василий был пострижен в монашество с именем Вениамин. 21 ноября того же года монах Вениамин был рукоположен во иеродиакона. Он продолжал вести беседы: по воскресеньям, в четыре часа вечера, – при фабрике братьев Варгуниных, в тот же день, в пять часов вечера, – в церкви святых апостолов Петра и Павла при Обуховском заводе, в шесть часов вечера – в столовой при фабрике Штиглица, в квартире на углу Мытнинской и 3-й Рождественской улиц, и там же по средам в восемь часов вечера; в последнем месте он вел беседы вместе со студентом духовной академии Романом Медведем. Почти ежедневно в семь часов вечера иеродиакон Вениамин вел беседы в 1-м ночлежном доме, находившемся неподалеку от Александро-Невской лавры.

7 января 1896 года хлопотами и усилиями настоятеля подворья Задне-Никифоровской пустыни иеромонаха Геннадия (Борисова) было положено начало беседам в храме подворья, открывшимся словом иеродиакона Вениамина «О необходимости для спасения знания Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа». Храм подворья был расположен на окраине Санкт-Петербурга, рядом с чугунным заводом, и посещался в основном рабочими. Трудами настоятеля подворья здесь был устроен дом трудолюбия для людей, прибывших в столицу на поиски работы, но еще не получивших ее: им давались кров, пища и несложное послушание. Беседы велись в воскресные и праздничные дни с четырех до пяти часов вечера. Здесь отец Вениамин провел беседы: «21 января – „О притче Спасителя о блудном сыне“; 2 февраля (пятница сырной недели) – „О том, как должно по-христиански, по-православному, проводить сырную седмицу“; 11 февраля – „Торжество Православия и необходимость для спасения исповедовать веру, содержимую Православной Церковью“; 14 февраля – „О сердечном покаянии и его важности“; 18 февраля – „Путь к Царству Небесному“ (по Феофану Затворнику); 22 февраля – „Не нужно пренебрегать и малыми грехами, какими бы ничтожными они ни казались“; 29 февраля – „О Божественной силе Честнаго Креста и крестного знамения“; 7 марта – „Христос на суде Пилата и Ирода“; 10 марта – продолжение предшествующей беседы – „Осуждение Пилатом на смерть Богочеловека“; 31 марта – „О Воскресении Христовом и явлении воскресшего Господа женам-мироносицам и апостолам“. Слушателей здесь бывало 300-400 <...> маленькая <...> церковь наполнялась до отказа».

Иеромонах Вениамин

19 мая 1896 года иеродиакон Вениамин был рукоположен во иеромонаха. 3 октября того же года он был избран наблюдателем за беседами в церкви подворья Задне-Никифоровской пустыни.

После летнего перерыва по настоятельной просьбе самих рабочих 25 августа 1896 года были возобновлены беседы на ниточной фабрике Штиглица, в которых отец Вениамин принял активное участие. «После молебна, который пели сами рабочие, – свидетельствует очевидец, – все присутствовавшие пропели „Отче наш...“, и затем <...> иеромонах Вениамин <...> предложил беседу на 1-й стих 118-го псалма: Блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни. После беседы все пропели с воодушевлением „Достойно есть…“, а когда народ подходил ко святому кресту, то хор рабочих прекрасно исполнил догматик „Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево…“. Трогательно было видеть, с каким умилением подходили старые и малые ко святому кресту и принимали кропление святою водою; многие женщины были с малыми детьми, некоторые даже с грудными младенцами!»