Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мно­гие ищут, как не­об­хо­ди­мо­го, ду­хов­ни­ка вы­со­кой жиз­ни и, не на­хо­дя та­ко­го, уны­ва­ют, и по­то­му ред­ко, как бы не­хо­тя, при­хо­дят на ис­по­ведь. Это боль­шая ошиб­ка. На­до ве­ро­вать в са­мое Та­ин­ство ис­по­ве­ди, в его си­лу, а не в ис­пол­ни­те­ля Та­ин­ства. Не­об­хо­ди­мо лишь, что­бы ду­хов­ник был пра­вос­лав­ный и за­кон­ный. Не на­до спо­рить, что лич­ные ка­че­ст­ва ду­хов­ни­ка мно­го зна­чат, но на­до ве­ро­вать и знать, что Гос­подь, действу­ю­щий во вся­ком Та­ин­стве Сво­ею бла­го­датью, действу­ет по Сво­е­му все­мо­гу­ще­ст­ву не­за­ви­си­мо от этих ка­честв.

преп. Никон

Очень до­ро­го иметь бла­го­го­вей­но­го ду­хов­ни­ка, с ко­то­рым мож­но бы­ло бы по­со­ве­то­вать­ся и вы­яс­нить те или иные воп­ро­сы жиз­ни ду­хов­ной и прос­то по­бе­се­до­вать, да­бы сог­реть ду­хов­ною бе­се­дою хо­лод­ное серд­це и по­лу­чить подк­реп­ле­ние ду­хов­ное в скор­бях, нас ок­ру­жа­ю­щих.

преп. Никон

Кто в прос­то­те серд­ца ска­жет свои сог­ре­ше­ния с сок­ру­ше­ни­ем и сми­рен­ным чувством, с же­ла­ни­ем исп­ра­вить­ся, тот по­лу­чит про­ще­ние гре­хов и мир со­вес­ти сво­ей си­лою бла­го­да­ти Бо­жи­ей, действу­ю­щей в Та­ин­стве.

преп. Никон

Оптинские листки «Добротолюбие для простого народа»

В XIX веке Оптина Пустынь стала одним из самых известных духовно-просветительских центров России. Помимо духовного окормления многочисленных богомольцев, оптинские иноки вели большую просветительскую работу. В обители были изданы многие творения святых Отцов, которые познакомили с духовным наследием христианских подвижников многих людей. В конце XIX века в обители стали издаваться монастырские листки, небольшие религиозно-просветительские издания для народа.

Особую известность в то время приобрели «Троицкие листки», издававшиеся при Свято-Троицкой Сергиевой лавре, редактором которых в течение 25 лет был архиепископ Никон (Рождественский). В 1900 году за издание «Троицких листков» он был удостоен Макарьевской премии. Как отмечали публикаторы Листков, это «чтение было ориентировано на простых богомольцев из разных сословий, для многих из которых по разным причинам было затруднительно читать объемные святоотеческие и назидательные книги. Доступные каждому эти листки были зачастую занимательнее и полезнее иной книги и не требовали большого времени для прочтения. Наряду с этим трудно назвать те вопросы Православного вероучения, которые не были бы освещены в них. Здесь и писания Богомудрых Отцов и Учителей Церкви, согретые веянием обитавшей в них благодати Святого Духа; и умилительный чин Православного Богослужения с его обрядами, питательными для сердца и ума христианина; и жизнеописания святых людей и подвижников благочестия, представляющие неистощимый запас опыта христианской жизни. Высокая духовность и всеобъемлющая полнота этого собрания позволяют назвать его “Добротолюбием для простого народа”, не теряющим своей ценности во все времена…»

Известны были также Афонские, Шамординские и другие листки. Паломники вспоминали, что часто получали монастырские листки как благословение от старцев, в этих небольших листках они находили ответы на свои духовные вопросы.

Листки, издаваемые в Оптиной Пустыни, были составлены на основе изданий обители, писем оптинских старцев, отрывков из святоотеческих сочинений и оригинальных произведений духовных авторов.

Оптинские листки пользовались большой популярностью среди богомольцев. Листки делились на два разряда, в зависимости от количества страниц: 1-й разряд – 4 страницы, 2-й – 8 страниц.

К сожалению, сейчас мы не можем полистать дореволюционные листки. Однако об их содержании позволяет судить тематический перечень в известном справочнике Г.Л. Андреева1.

Многие листки были приурочены к христианским праздникам и раскрывали их духовное содержание:
• Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
• Богоявление Господне
• Сретение в храме Иерусалимском Богомладенца Иисуса Христа
• Лазарево Воскресение
• Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
• Светлое Христово Воскресение
• Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии

Некоторые листки содержали толкования на церковные песнопения:
• Толкование на «Господи помилуй»
• Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче

В монастырских листках рассказывалось о христианских добродетелях, о путях борьбы с грехом и спасительных церковных Таинствах:
• Чем нам хвастаться и гордиться?
• Вред от празднословия и осуждения ближних
• О посте
• О покаянии
• Велик ли грех иметь худые помыслы?
• Малые грехи дают вход в душу большим грехам
• О почитании родителей и пастырей церковных
• О необходимости поминовения душ усопших православных христиан
• Духовное врачевство от уныния
• Слезное моление кающегося
• Грешник – живой мертвец, но молитвы близких к нему и его искреннее покаяние сильны возвратить душе его жизнь
• С благодарением должны мы переносить болезни и скорби, предпочитая нищету богатству
• О том, какую честь приобретает смиренномудрие, и сколь высока степень его
• О смирении и гордости

Часть листков была адресована монашествующим:
• Не все иночествующие достигают высоких степеней духовного совершенства, но и остающиеся на низших степенях да не отчаиваются во спасении, только бы смирялись
• Монашеское правило по указанию старца иеросхимонаха Макария
• Увещание к живущим в монастырях не уклоняться от монашеского образа и не искать оного

Небольшие листки раздавались бесплатно всем нуждающимся в духовной поддержке и утешении. Паломники приносили листки в свои дома, читали близким и родным. Таким образом духовное влияние Оптиной Пустыни распространялось далеко за пределы обители, а небольшие монастырские листки служили надежным путеводителем по пути спасения и христианского совершенствования.


Перечень листков см.: Андреев Г.Л. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801-1917. Библиографический указатель: В 3 т. New York, 1998. Т. 1. С. 173-175.

Подготовила В.В. Каширина