Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Луч­ше быть уче­ни­ком уче­ни­ка, не­же­ли жить по сво­ей во­ле. Об этом и в оте­чес­ких пи­са­ни­ях ска­за­но. Пос­лу­шать­ся со­ве­та сво­е­го от­ца ду­хов­но­го не стыд­но, но ду­шес­па­си­тель­но и не­об­хо­ди­мо; и кто не слу­ша­ет доб­ро­го со­ве­та, тот бы­ва­ет на­ка­зан.

преп. Амвросий

Ста­рай­ся пос­ту­пать во всем по за­по­ве­дям Бо­жи­им и пом­ни, что Гос­подь при­су­т­ству­ет и зрит твое рас­по­ло­же­ние серд­ца. Пос­лу­ша­ние ис­пол­няя, счи­тай, что оно по­ру­че­но от Гос­по­да, чрез че­ло­ве­ка, и от усер­дия ис­пол­не­ния его за­ви­сит твое спа­се­ние.

преп. Амвросий

Свя­тая Цер­ковь гла­сит: пост есть не бра­шен оша­я­ние, но злых от­чуж­де­ние, удер­жа­ние язы­ка от празд­нос­ло­вия и пе­ре­су­дов, ох­ра­не­ние от разд­ра­жи­тель­нос­ти, по­хо­ти от­ло­же­ние и лжи и льс­ти уда­ле­ние. И кто так пос­тит­ся, то­го пост при­я­тен бы­ва­ет Бо­гу.

преп. Антоний

Остаться или уйти Революционные беспорядки 1905-1906 годов

Смч. Вениамин (Казанский)

Статья из цикла публикаций посвящённых священномученику Вениамину (Казанскому), приуроченных к изданию Оптиной Пустынью жития святителя.


Мятежное время брало свое, и революционные беспорядки, ставшие в то время в духовных учебных заведениях повсеместными, коснулись и Самарской семинарии. 13 октября 1905 года семинаристы прекратили занятия и, собравшись в актовом зале, потребовали реформы духовной школы; к ним не примкнули из практических соображений лишь выпускники, семинаристы последнего, 6-го класса. Правление семинарии приняло решение распустить всех воспитанников по домам, за исключением 6-го класса, до тех пор, пока не представится возможность восстановить нормальный учебный процесс.

За день до этих событий, 12 октября, архимандрит Вениамин был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. На новое место служения он прибыл в самый разгар революционных беспорядков и забастовок, которые в значительной степени имели влияние на настроение воспитанников и в этом учебном заведении. При первой же встрече с новым ректором 12 ноября 1905 года учащиеся Санкт-Петербургской духовной семинарии обратились к нему с просьбой поддержать их требования. Вечером того же дня правлению семинарии была передана петиция семинаристов.

Митинг возле университета 18 октября 1905 г.

Кризис духовного образования со всеми его последствиями оказался настолько глубок, что занятия в семинарии удалось возобновить только после рождественских каникул, 13 января 1906 года. Правление семинарии предупредило, что в случае повторения волнений семинария или отдельные ее классы будут закрыты до августа 1906 года в соответствии с указом Святейшего Синода. Несмотря на это предупреждение, 1 мая большая часть классов вновь устроила забастовку в знак поддержки пролетариата в его борьбе с буржуазией, как заявили сами семинаристы. На следующий день все бастовавшие семинаристы были отчислены с условием приема обратно лишь после экзамена. Все они должны были немедленно покинуть помещения семинарии и разъехаться по домам. Продолжили учиться всего лишь два отделения — из 3-го и 5-го классов. Забастовки 1905-1906 годов парализовали деятельность большинства семинарий в стране.

В августе – сентябре 1906 года состоялись приемные экзамены для уволенных. Перед молебном на начало нового учебного года архимандрит Вениамин обратился к семинаристам со словом: «Вступая в новый учебный год, – сказал он, – мы не знаем, что ждет нас впереди: будущее закрыто от нас непроницаемой завесой.

Но, собравшись сейчас сюда, зададим себе кажущиеся на первый взгляд странными вопросы: куда мы собрались и зачем мы собрались? <…>

Пусть тот из вас, в ком есть голос совести, твердо решит сейчас же, у входа в это духовное святилище, вопрос: оставаться ли ему здесь с нами или уйти, чтобы не вредить ни нам, ни себе?

То великое и святое дело, которое нам предстоит делать в наступающем году, – дело не новое, его делали наши предшественники. Значит, нам придется продолжать ранее нас начатое. Кто не согласен или кому не позволяет его совесть подчиниться существующим здесь законным порядкам и требованиям, тот пусть уходит отсюда и ищет себе подходящих условий и порядков, подходящего режима.

Таким образом, хотя будущее и сокрыто от нас, но путь, по которому нам надлежит идти, ясно определен.

Правда, он нелегок, этот путь, особенно в наше растерянное время, но он – путь Христов и в результате может дать надежных, просвещенных и честных делателей, в которых так нуждается наше ослабевшее и расстроившееся дорогое Отечество».