Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что мрач­ные мыс­ли не­ред­ко бес­по­ко­ят вас, не сму­щай­тесь, ибо мрач­ные мыс­ли, как осен­ние об­ла­ка, од­ни за дру­ги­ми на­хо­дят и за­тем­ня­ют свет, но они и про­хо­дят, и не­бо ос­та­ет­ся чис­то и при­ят­но. Так и мыс­ли на­ши поб­ро­дят, поб­ро­дят по бе­ло­му све­ту, и ум уся­дет­ся на сво­ем мес­те, тог­да и ти­хо, и ве­се­ло бы­ва­ет на ду­ше. А уму на­ше­му от ски­та­ния се­мо и ова­мо мно­го спо­со­б­ству­ет крат­кая, но час­то пов­то­ря­е­мая мо­лит­ва Ии­су­со­ва, к ко­то­рой да­руй вам Гос­по­ди при­об­рес­ти на­вык, и тог­да яс­ные дни нас­та­нут для вас.

преп. Антоний

Ох­ра­нять свою ду­шу от по­мыс­лов – это труд­ное де­ло, зна­че­ние ко­то­ро­го да­же не­по­нят­но лю­дям мирс­ким. Не­ред­ко го­во­рят: за­чем ох­ра­нять ду­шу от по­мыс­лов? Ну, приш­ла мысль и уш­ла, че­го же бо­роть­ся с нею? Очень они оши­ба­ют­ся. Мысль не прос­то при­хо­дит и ухо­дит. Иная мысль мо­жет по­гу­бить ду­шу че­ло­ве­ка, иной по­мысл зас­тав­ля­ет че­ло­ве­ка вов­се по­вер­нуть на жиз­нен­ном пу­ти и пой­ти сов­сем в дру­гом нап­рав­ле­нии, чем он рань­ше шел. Свя­тые от­цы го­во­рят, что по­мыс­лы есть от Бо­га, по­мыс­лы от се­бя, т.е. от сво­е­го ес­те­ст­ва, и по­мыс­лы от бе­сов. Для то­го, что­бы раз­ли­чать, от­ку­да при­хо­дят по­мыс­лы, вну­ша­ют­ся ли они Бо­гом, или враж­деб­ной си­лой, или про­ис­хо­дят от ес­те­ст­ва, тре­бу­ет­ся ве­ли­кая муд­рость.

преп. Варсонофий

Сог­ла­сие с по­мыс­ла­ми гре­ха есть об­ще­ние с вра­гом, от­сю­да отс­туп­ле­ние от нас си­лы Бо­жи­ей и по­мо­щи.

преп. Никон

Освящение церкви в честь
святого Иоанна Предтечи К истории Иоанно-Предтеченского скита Оптиной Пустыни

В 2021 году Оптина Пустынь будет отмечать 200-летие со дня основания Иоанно-Предтеченского скита. К этой дате приурочены статьи, посвященные истории скита и ее святых подвижников.

Митр. Филарет (Амфитеатров)

Иоанно-Предтеченский скит был основан по благословении и при деятельном участии епископа Калужского и Боровского Филарета (Амфитеатрова), впоследствии митрополита Киевского, прославленного ныне в лике святителей.

Как сообщается в «Историческом описании скита», «преосвященный, любя, по собственному его выражению, от самой юности всею душею монашеское житие, часто посещал монастыри вверенной ему епархии и обратил особенное внимание на пустынную обитель Оптину; в то время уже не было в живых приснопамятного ее настоятеля отца Авраамия, но помощь Божия не оскудевала над возобновленною им обителью, ибо память сего добродетельного мужа не переставала и по кончине его поощрять честное братство к подвигам иноческим. Оптина пустынь по-прежнему отличалась внутренним устройством и благолепием. Видя это, Боголюбивый Архипастырь с удовольствием посещал ее и неизменно сохранял доверенность и расположение к бывшему при нем игумену ее, отцу Даниилу.

Подобно Митрополиту Платону, преосвященный Филарет особенно пленялся красотою места занимаемого пустынью и удобством, которое представляли ее лесистые окрестности к продолжению уединенного пустынного жития, по примеру древних св. Отцов. В сердце святителя родилась благочестивая мысль основать при Оптиной пустыни скит, как для того, чтобы доставить желающим средство к безмолвнейшему житию, так равно и для того, чтобы укрепить навсегда в духовном отношении любимую им обитель».

Для устроения скита святитель Филарет обратился к рославльским пустынножителям, которые стали одними из первых насельников новоустроенного скита, укоренив в нем духовные традиции преподобного Паисия (Величковского).

План скита был утвержден святителем Филаретом со следующей резолюцией: «1821 года Июня 17-го дня. По сему начертанию строить скит да благословит Господь Бог, и благодатиею Своею да поможет совершить».

Расчистив избранное место от вековых сосен, скитяне выстроили из срубленного леса небольшую келью на юго-восточной стороне и поселились в ней впятером. Затем обнесли расчищенное место досчатым забором и наконец, по благословению святителя Филарета, приступили к построению церкви во имя собора св. Иоанна Предтечи Господня.

16 августа 1821 года, после ранней обедни, настоятель Оптиной пустыни игумен Даниил пришел на назначенное для закладки церкви место, и положа со всеми три земных поклона на восток, произнес:
– Да будет на месте сем благословение святыя пустыни Иордановы и всех там безмолвствовавших.

После этого о. игумен взял в руки лопатку и первый начал рыть траншею для церковного фундамента.

18 августа, после обедни, из монастыря в скит состоялся крестный ход, в котором участвовали игумен Даниил, иеромонахи Феодосий и Иларий, иеродиакон Афанасий, а также скитская братия.

После молебна с водоосвящением, была заложена в скиту церковь во имя Собора великого и славного Пророка Предтечи и Крестителя Христова Иоанна, первого пустынножителя.

В октябре 1821 года отец Моисей писал своему родному дяде Ивану Ивановичу Путилову: «Благодарение Богу, мы находимся живы и здоровы. По благословению Владыки, на новом месте три месяца трудились, по мере сил наших. Около строения келий и святого храма, и тем, с помощиею Божиею, полагая основание нашей здесь жизни, чувствуем в себе надежду к спокойствию и пользе душевной под покровом обители святой, и благодарим Бога, что привел нас сюда».

В январе 1822 года отец Моисей поехал за сбором в Москву, откуда возвратился с большими пожертвованиями для скита, в том числе с церковной утварью для скитского храма.

1 февраля 1822 года из Калужской духовной консистории был получен указ с резолюцией святителя Филарета: «Домовую для Архиерейского приезда церковь освятить по чиноположению Оптиной Введенской пустыни игумену Даниилу, которому и выдать для сего св. антиминс».

5 февраля 1822 года состоялось освящение храма, которое прошло торжественно, с крестным ходом из обители.

В том же году произошло еще одно важное событие – в скит была пожертвована икона св. Иоанна Предтечи.

Это была фамильная икона, переходившая от отца к сыну как благословение, которая хранилась у козельского помещика Ивана Петровича Анисимова. По сохранившемуся описанию, это был неокладной образ, от древности совершенно потемневший, по краям иконы краска местами облупилась. Из-за «ненадежного поведени» единственного сына Иван Петрович решил передать икону в новоустроенный скит Оптиной Пустыни. Скитяне приняли икону с благоговением.

Так как внутренние работы в храме продолжались, икону поставили в ризнице, вместе с другими церковными вещами. Не прошло и полугода, как пожертвовавший икону помещик И.П. Анисимов пришел в скит и рассказал братии, что ночью явился ему в сонном видении св. Иоанн Креститель и настоятельно приказал, чтобы он позаботился об его образе, который находится теперь в темном месте.

После этих слов братия взяли из ризницы образ Предтечи и поставили в скитском храме во имя Пророка Предтечи и Крестителя Христова Иоанна.

В 1831 году усердием одного из посетителей скита была пожертвована достаточная сумма на устроение для этой старинной иконы сребро-позлащенной ризы и венца.

Этот образ стал одним из самых почитаемых в скиту Оптиной Пустыни.

Икона Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в храме Предтеченского ската Оптиной Пустыни