Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Скор­би суть точ­но как жезл оте­чес­кий, под­ни­ма­е­мый от люб­ви от­ца на бес­чи­н­ству­ю­щих чад сво­их, да­бы тем их исп­ра­вить и сох­ра­нить в доб­ро­нра­вии, что пос­лу­жит им поль­зою на всю жизнь их. Бо­жий же Про­мысл прос­ти­ра­ет­ся к поль­зе душ на­ших, да­бы спас­ти в бу­ду­щей жиз­ни.

преп. Лев

Ос­та­вив нес­бы­точ­ные меч­ты о не­по­силь­ных под­ви­гах и воз­вы­шен­ных об­ра­зах жи­тия, нач­нем во сми­ре­нии с тер­пе­ния скор­бей. Ког­да уго­то­вят­ся ду­ши на­ши, аще бу­дет во­ля Бо­жия на то, да­но бу­дет нам и выс­шее.

преп. Никон

Скор­би по­пус­ка­ют­ся, чтоб об­на­ру­жи­лось, кто лю­бит Бо­га действи­тель­но. Без тер­пе­ния скор­бей да­же бла­го­дар­ная ду­ша не спо­соб­на к Царствию Бо­жию. Твер­дое тер­пе­ние скор­бей рав­но­че­ст­но му­че­ни­че­ст­ву. Скор­би ни­че­го не зна­чат в срав­не­нии с ду­хов­ны­ми бла­га­ми.

преп. Никон

ПРИМЕР ПОДВИЖНИКА ОТЦА

Смч. Вениамин (Казанский)

 Мы продолжаем цикл публикаций посвящённых священномученику Вениамину (Казанскому), приуроченных к изданию Оптиной Пустынью жития святителя. Вторая глава из этой книги рассказывает об отце священномученика, иерее Павле Ивановиче Казанском. 


Священномученик Вениамин родился 17 апреля 1873 года в Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии и в крещении был наречен Василием. Его отец, Павел Иванович Казанский, был женат на дочери священника Нименского прихода Александра Смирнова Марии1 и в течение сорока лет служил в этом приходе, включавшем в себя тогда двадцать пять деревень. Последние пятнадцать лет жизни отец Павел был благочинным.

Впоследствии, вспоминая о своем отце, архимандрит Вениамин писал: «Покойный все свои силы отдал приходу, который при разбросанности населения лишен удобных путей сообщения. В деревни за двадцать и тридцать верст на требы приходилось ездить верхом, имея при себе в сумке все нужное для совершения того или другого требоисполнения. Лесная тропа, которая вела в них, шла по болотам и через речки, на которых мостики каждую весну и осень уносило водой, и лошади переправлялись вплавь. Сколько бывало всяких приключений: то увязнет лошадь в болоте, то, испуганная в чаще леса птичкой или зверьком, сбросит своего всадника. Господь только хранил от всевозможных опасностей Своего служителя, который, не желая утруждать крестьянина и псаломщика, пускался один в опасные путешествия. Не умея ездить верхом поступил отец Павел в Нименское, но нужды прихода заставили его научиться и превратиться в наездника. Когда ему исполнилось пятьдесят лет, то он очень стал чувствовать последствия верховой езды и тех многочисленных ушибов, которые были получены во время падений. Для многих священников, слышавших рассказы о таких путешествиях, жизнь в таком приходе казалась невозможной. А он жил и жил, не год и не два, а целых сорок лет, да еще и о нуждах прихода пекся»1.

«Заботясь о духовных нуждах пасомых, отец Павел немало понес хлопот, трудов и огорчений ради того, чтобы устроить в бедном раскольническом приходе четыре достаточно благолепных храма, почти исключительно на доброхотные пожертвования прихожан. Один храм устроен на окраине прихода, в центре местного раскола. <…> Заветным желанием его было устроить при нем церковно-приходскую школу. Очень он горевал, что старания его превратить в таковую школу грамоты не увенчались успехом»1, — писал архимандрит Вениамин, невольно свидетельствуя об отсутствии заботы и попечения предержащих властей о благосостоянии народа, о том, что строилась и созидалась Россия не бестолковыми реформами, проводимыми властью, зачастую народу ненужными и разорительными, истощавшими его творческие и физические силы, а усилиями подвижников, самоотверженно трудившихся на поприще народного просвещения и укрепления благосостояния народа.


Из глубины времен. СПб., 1997. Вып. 8. С. 151-152.

Олонецкие епархиальные ведомости : газета. Петрозаводск, 1904. № 3 (1 февраля). С. 67-68. [Неофициальный отдел].

Там же. С. 68.