Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ис­тин­ный ра­зум, или рас­суж­де­ние, стя­жа­ва­ет­ся от сми­ре­ния, а сми­ре­ние от скор­бей, по сло­ву свя­то­го Пет­ра Да­мас­ки­на, и кто бе­га­ет скор­бей, тот бе­га­ет сво­е­го спа­се­ния.

преп. Макарий

Чтый от­ца очис­тит гре­хи своя, чтый от­ца воз­ве­се­лит­ся о ча­дех сво­их и в день мо­лит­вы сво­ея ус­лы­шан бу­дет, чтый от­ца тво­е­го, да най­дет на тя бла­гос­ло­ве­ние от не­го. Ча­до, зас­ту­пи в ста­рос­ти от­ца тво­е­го, аще и обе­зу­мит­ся в чем, не заз­ри ему и не уко­ри его всею кре­пос­тию тво­ею, мо­лит­ва бо от­ча не­заб­вен­на бы­ва­ет пред Бо­гом, в ху­ле не ос­тав­ляй от­ца тво­е­го.

преп. Лев

Все гре­хи че­ло­ве­чес­кие тер­пит Бог, а ро­по­та не ос­тав­ля­ет без на­ка­за­ния.

преп. Макарий

Прощеное Воскресение

Великий Пост православные христиане встречают, испросив прощение у своих близких, очистив свое сердце от обиды, злопомнения, гнева и раздражительности. На Литургии в Прощеное Воскресение в храмах читается Евангелие, где есть такие строки: «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

Преп. Антоний (Путилов)

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения, во время которого звучат умилительные покаянные песнопения: «…молюся, тучами покаяния мя очистив, постом и молением, яко един милостивый просвети, и не гнушайся мене Благодетелю всех, и Преблагий».

Преподобный оптинский старец Антоний Оптинский накануне Прощенного Воскресения писал своим чадам: «Теперь вот приблизились прощеные дни, в которые благочестивые и смиренные люди испрашивают друг у друга прощение во всем. А, как и я многим лицам не только насолил, но и пересолил, т.е. нагрубил и досадил, а в том числе и Вам, посему преклоняю колена и главу свою к ногам Вашим, и прошу смиренно милостивого прощения Вашего и разрешения во всех погрешностях моих пред Вами. Равно и Вас прощаю и разрешаю в погрешностях Ваших предо мною; ибо кто есть человек, иже поживет и не согрешит? Един бо есть Бог безгрешен».

Одна из учениц старца сетовала, что ей сложно бывает подойти к человеку и попросить прощения. Укрепляя свою духовную дочь, старец давал такое наставление: «Прощенья просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения. Но диавол живет восьмую тысячу лет, а Г. нет и 18. Во всем тобою исповеданном Бог простит тебя».

Другая ученица писала, что ей совестно и смутительно попросить прощение на людях. На что старец Антоний отвечал: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, то же, что орех разгрызть».

Даже великим грешникам, если они принесут покаяние и изменят свою жизнь, Господь дарует прощение. Как писал старец Антоний: «Отчаиваться в милосердии Божием ни в каком случае не следует, приводя в пример евангельскую блудницу, разбойника и мытаря, покаявшихся и получивших прощение от Милосердного Господа».

«Смирись перед Богом. Смиряйся по силе и перед людьми. Не зазирай никого. А проштрафишься – сейчас кайся: Господи, прости! Господи, помилуй! Господи, помоги!» 

На начало Великого Поста старец Антоний давал следующее благословение:
«Бог да простит тя в сии прощеные дни, и меня грешного прости!
Внимай себе. Время заняться собой, обуздывай свой язык и характер.
Начнем исправляться! Я и сам желаю положить начало. Благослови, Господи!»