Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сми­рен­но счи­тая се­бя всег­да, до са­мой смер­ти, спо­соб­ным ко вся­ко­му гре­ху, к ма­ло­му и боль­шо­му (по на­ше­му по­ни­ма­нию), на­до усерд­но мо­лить­ся Гос­по­ду о по­мо­щи, „да не вни­дем в на­пасть". Са­мом­не­ние не за­бо­тит­ся о хра­не­нии се­бя и бы­ва­ет при­чи­ной ве­ли­ких па­де­ний; соб­лаз­ны бе­рут верх и низ­ла­га­ют че­ло­ве­ка.

преп. Никон

Спра­ши­ва­е­те: „Ка­ким пу­тем ид­ти к Бо­гу?" Иди­те пу­тем сми­ре­ния! Сми­рен­ным не­се­ни­ем труд­ных обс­то­я­тельств жиз­ни, сми­рен­ным тер­пе­ни­ем по­сы­ла­е­мых Гос­по­дом бо­лез­ней, сми­рен­ной на­деж­дою, что не бу­де­те ос­тав­ле­ны Гос­по­дом, ско­рым По­мощ­ни­ком и люб­ве­о­биль­ным От­цом Не­бес­ным, сми­рен­ною мо­лит­вою о по­мо­щи свы­ше, об отг­на­нии уны­ния и чувства без­на­де­жия, ко­то­ры­ми враг спа­се­ния тщит­ся при­вес­ти к от­ча­я­нию, ги­бель­но­му для че­ло­ве­ка, ли­ша­ю­ще­му его бла­го­да­ти Бо­же­ст­вен­ной и уда­ля­ю­ще­му от не­го ми­ло­сер­дие Бо­жие.

преп. Нектарий

При воз­му­ще­нии серд­ца хра­ни мол­ча­ние, но не злоб­ное, а еже­ли ви­дишь, что злоб­ные по­мыс­лы тай­но в те­бе действу­ют, отой­дя, по­мо­лись Бо­гу за ос­кор­бив­ших те­бя и про­си по­ми­ло­ва­ния их мо­лит­ва­ми: ста­рай­ся всег­да на­хо­дить в се­бе ви­ну, еже­ли в тот раз и не по­да­ла ви­ны, то за преж­ние гре­хи по­сы­ла­ет­ся уко­ре­ние и для об­ли­че­ния на­ше­го бед­но­го уст­ро­е­ния.

преп. Лев

Как сохранить благоговение при священнослужении

Преп. Макарий Оптинский

«Ты пишешь о продолжении тобою священнослужения, но видно, как бы унываешь, что не видишь в себе особенных благоговейных чувств, и почитаешь сие за неблагонадежный знак.

Не могу на сие тебе ничего сказать от своего разума или искуса, но примененно от учения Св. Отцев, как понимаю скажу: воистину, велико таинство есть сие служение; и никто не может считать себя достойным оного, но благодать Божия есть действующая, и ежели мы считаем себя достойными или кичимся внешностию сана, то погрешаем и лишаемся внутреннего утешения, а при глубоком сознании своего недостоинства, скверн и нищеты, Господь силен посетить и даровать чувство благоговения и утешения.

И сие есть дарование Божие, которое даруется смиренным, а мы должны сознаться в сем, что далеки еще от стяжания сего сокровища; то как же нам дать это богатство? Оно вместо пользы может послужить погибелью, чрез возношение и мнение о себе; чего никак избегнуть не можем, не чисты суще умом, и не покорив страсти уму терпением и деланием досады креста, по слову св. Исаака Сирина, мечтаем достигнуть славу креста.

Что ж нам делать с таковым окаменением? Невольно надобно сознавать свою нищету, всегда себя втайне сердца укоряя и не дерзая кого осудити или кому досадити, а считать себя последнейшими всех, то когда водворится в удесех наших смирение, тогда можем удостоиться и дарований духовных неотъемлемо и неосужденно. И как приползнет возношение, то и паки восчувствуем лишение благодати.

От многих малое написал тебе, брате, а ты сам любо потрудися и в поучении, и в делании, то и даст ти Господь разум духовный, и сподобит неосужденно проходити великое сие служение».

Из письма преп. Макария Оптинского иером. Алипию (Чернову).
26 июля 1849 г.