Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нам, ищу­щим спа­се­ния, при ис­пол­не­нии за­по­ве­дей Бо­жи­их са­мо­нуж­ней­шие есть сми­ре­ние, ко­то­рое прив­ле­ка­ет к нам Бо­жию бла­го­дать и ос­ве­ща­ет все на­ши действия, а без оно­го ни­ка­кие под­ви­ги и тру­ды не мо­гут нам дос­та­вить мно­го­же­лан­но­го ми­ра.

преп. Лев

Где сми­ре­ние не оби­та­ет, та­мо пре­зо­р­ство и вы­со­ко­муд­рие пре­бы­ва­ет.

преп. Лев

Что жи­вешь пло­хо, не уны­вай, а сми­ряй­ся, и Гос­подь приз­рит на сми­ре­ние твое па­че под­ви­гов ве­ли­ких, но не сми­рен­ных.

преп. Анатолий

Солнце да не зайдёт
во гневе вашем

Как часто за день мы впадаем в раздражительность и гнев? Наверное, не редко. Ведь и поводов для этого найдётся множество: в семье, на работе, в транспорте. Кто-то не то сказал, кто-то не так посмотрел — и всё, началось; а ведь с утра было такое хорошее настроение, угораздило же меня встретить этого… нарушителя моего внутреннего покоя и умиротворения.

Прп. Макарий Оптинский

Но действительно ли главная причина нашего возмущения заключается в ком-то или в чём-то? Преподобный Макарий Оптинский в своих письмах так отвечает на этот вопрос: «Вы говорите, что не можете перенести укоризны и обличения, и остается в вас внутреннее мщение. Это, значит, в вас сильно действует яростная часть, от гордости происходящая. Вы, кажется, мирны, спокойны, когда никто не беспокоит вас; a страсть внутри лежит; при какой-нибудь противности она воспаляется и действует. И так тот, кто нас трогает, только показывает нам оную, дабы мы попеклись об исцелении…»

В другом письме старец Макарий указывает и на способы борьбы с этой страстью: «Говорите, что дух находится в раздражительности и в неудовольствии против всех. На сие надобно обращать больше внимания, понуждать себя к любви и смирению. Чрез понуждение себя и самоукорение получите помощь Божию и успокоение. Вы, проходя подвиг своей жизни, имели более в виду и в действии внешнее делание: пост, правило молитвенное и проч., a на внутреннее делание, может быть, мало обращали внимания. И потому, полагаю, не имеете мира в себе. Раздражительность показывает вам внутреннее ваше устроение, которое надобно побеждать самоукорением, терпением, любовию, a не вниманием к слабостям ближних и не осуждением; но иногда и вам наносят оскорбления, и конечно не без промысла Божия, чтобы показать вам вашу немощь, и дать средство к исцелению, борьбою, сопротивлением и смирением. A видя свою немощь, надобно смиряться и считать себя последнейшею всех».

А вот ещё совет: «Вы жалуетесь на душевную свою немощь, – раздражительность; кажется, вы довольно знаете, что надобно с сею страстию сражаться и противоборствовать оной; не уклоняться случаев, раздражающих вас, но считать их посланными от Бога, ко уврачеванию вашему. Крепко надобно противостоять, a, когда случится пасти, не мешкая восставать с покаянием и самоукорением; a не малодушествовать и смущаться; малодушие показывает гордое устроение и веселит врага, чрез что он покушается еще более наводить сии язвы; a, когда будете себя укорять, a не других, смиритесь; и язвы вражие упразднятся».

Нужно помнить, что и мы ежедневно прогневляем Бога, и Он нас всё-таки терпит и многое прощает. К тому же Господь дал нам хорошую возможность к приобретению Его милосердия, а именно: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14). А чтобы легче было исполнить эту заповедь, будем «призывать в помощь Бога, ибо мы не можем без Него творити ничесо́же» (см. Ин. 15, 5).