Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Иск­рен­ность и твер­дость про­из­во­ле­ния ис­пы­ты­ва­ет­ся имен­но тер­пе­ни­ем и вре­ме­нем.

преп. Никон

Ве­руй, что ес­ли труд­но при­хо­дит­ся тер­петь, тер­пишь по во­ле Бо­жи­ей и су­ду Бо­жию пра­вед­но­му, ра­ди спа­се­ния.

преп. Никон

Нуж­но по­ну­дить се­бя, что­бы при­вес­ти се­бя в по­ря­док, нуж­но пот­ру­дить­ся в под­ви­ге ра­ди Гос­по­да, по­тер­петь вся­кую тя­го­ту и не­у­до­б­ства в борь­бе с со­бою, со сво­и­ми страс­тя­ми.

преп. Никон

Вам посвящаю себя

Смч. Вениамин (Казанский)

Статья из цикла публикаций посвящённых священномученику Вениамину (Казанскому), приуроченных к изданию Оптиной Пустынью жития святителя.


18 февраля 1902 года отец Вениамин был возведен в сан архимандрита и 2 апреля того же года назначен ректором Самарской духовной семинарии. Получив назначение в Самару, он сразу же отправился к месту своего нового служения. После первой отслуженной им здесь литургии он обратился к своим новым воспитанникам-семинаристам со словом. «Посмотрите на меня, – сказал он. – Я являюсь к вам в черной рясе, которая показывает, что человек отрешился от мiра и всего, яже в мiре (см. 1Ин. 2, 15). Для чего? Для того, чтобы, не связанный мирскими попечениями и семейными заботами, мог всецело отдать себя на служение другим людям. В данное время для меня такими людьми являетесь вы, дорогие питомцы. Я к вам прихожу и на служение вашим интересам посвящаю себя».

Впоследствии отец Вениамин писал о принципах своего педагогического служения: «Во всех моих действиях по воспитательной части одна была у меня цель, одна путеводная звезда: благо воспитанников. Мои старания направлялись к тому, чтобы не дать им как-нибудь камней под видом хлеба (см. Мф. 7, 9). Мне хотелось давать им то, что питало бы организм и способствовало его укреплению, росту и развитию. В своих поступках я справлялся не с тем, нравится ли то или другое действие воспитанникам, может ли заслужить от них похвалу в данное время, а с тем, насколько оно полезно для них и как они благодарны будут за него впоследствии. Словом и делом, всегда и всюду я внушал им внимательное, добросовестное отношение к своим обязанностям. Люди, и особенно простые, смотрят на воспитанников духовной семинарии как на своих будущих духовных отцов, поэтому и предъявляют к ним особые требования. Нужно держать себя так, чтобы всякий посещающий семинарию, особенно храм ее, мог сказать: да, здесь готовятся будущие пастыри Церкви Христовой».

В те годы остро обозначилась ставшая уже серьезной проблема: получающие духовное образование во все большем количестве уходили в светские учебные заведения и устраивали свою дальнейшую жизнь, занимая гражданские должности, отчего приходы стали испытывать недостаток в подготовленных пастырях. Высказывая свое сожаление об этом, инспектор Самарской семинарии Дмитрий Николаевич Дубакин, обращаясь к выпускникам, сказал: «Многие из вас остались после смерти родителей сиротами, без всяких средств к жизни, и, однако ж, это не помешало вам окончить курс. Церковь для вас была поистине заботливой матерью: она дала вам возможность получить не только низшее, но и среднее образование, а некоторым из вас даст и высшее. Поэтому она желает и даже имеет право надеяться, что вы или непосредственно после семинарии, или после окончания высших учебных заведений вернетесь к ней заплатить свой сыновний долг – положить на служение ей свои силы».