Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Лю­бовь к Бо­гу до­ка­зы­ва­ет­ся лю­бо­вию и ми­ло­сер­ди­ем к ближ­не­му, а ми­ло­сер­дие, ми­лость и снис­хож­де­ние к ближ­не­му и про­ще­ние не­дос­тат­ков его при­об­ре­та­ют­ся чрез сми­ре­ние и са­мо­у­ко­ре­ние, ког­да во всех скорб­ных и неп­ри­ят­ных слу­ча­ях бу­дем воз­ла­гать ви­ну на се­бя, а не на дру­гих, что мы не уме­ли пос­ту­пить как сле­ду­ет, от­то­го про­и­зош­ла неп­ри­ят­ность и скорбь, и ес­ли так бу­дем рас­суж­дать, то ме­нее бу­дем огор­чать­ся и пре­да­вать­ся гне­ву, ко­то­рый прав­ды Бо­жи­ей не со­де­лы­ва­ет.

преп. Амвросий

Те­бя не лю­бят – ты лю­би их; то, что те­бя не лю­бят, не от те­бя за­ви­сит, а их лю­бить сос­то­ит в тво­ей во­ле и есть твоя обя­зан­ность, ибо Гос­подь за­по­ве­дал: лю­бить не лю­бя­щих нас, но вра­гов (Мф. 5, 44), а ког­да в нас это­го нет, то и коль­ми па­че долж­ны мы сми­рять­ся и про­го­нять гор­дость и мо­лить­ся о сем Гос­по­ду.

преп. Макарий

Не вни­кай в чу­жие де­ла – мир по­те­ря­ешь!

преп. Анатолий

Из рассказов о детстве старца Антония Оптинского

В течение сего лета <1798> я уже мог ходить без поддержки других и получал иногда позволение выходить из дома на улицу и заниматься со сверстниками. Однажды дали мне грошик на орешки, и я сам пошел покупать, но вместо орехов увидал у продавца красные маленькие сапожки и хотел купить за грошик. Но продавец сказал, что надо денег прибавить. Я побежал и насбирал денег с гривну и с восхищением побежал к продавцу, думая, что куплю себе красные сапожки. Но продавец сказал, что еще надо прибавить денег. Я и вторично отправился на сбор, и набрал денег еще с гривну, но продавец прибавки требовал – еще денег. Я требованием денег настолько огорчился на продавца, что назвал его обманщиком и побежал прочь, а продавец, чтобы успокоить меня, отдавал сапожки без денег, но я поупрямился их взять.

Из рассказов о детстве старца Антония Оптинского Того же лета был еще со мной замечательный случай, а именно: в одно время, гуляя по улице, увидал я у кабака, как один кучер играл на балалайке, а другой плясал, а третий песни пел. И так сильно понравилась мне эта музыка, что я, выпросив у кучера балалайку, побежал с нею домой и там на ней стал играть и подпрыгивать, и прикрикивать. Родительницу мою это явление так удивило и огорчило, что она назвала меня: «Ах ты, окаянный скоморох! Я за это выучу тебя плакать, а не плясать!.» – и зараз высекла меня прутом. Но когда стала бросать балалайку в печь, то я так об этом огорчился и неутешно рыдал и плакал, что с горя, упавши на пол, крепко заснул. Это первое искушение вражье открыло тогда, что от юности и от младенчества сердце человека стремится наиболее к дурному, нежели к доброму.

Того же года осенью посетила меня небывалая гостья – оспа, не прививная, а натуральная, от простуды, которая едва не лишила меня жизни. Родительница моя, опасаясь, чтобы я не обезобразил себя, связала мне руки платком, а я плакал тогда и жаловался: «Что я вам сделал? За что вы меня вяжете?..»

А в конце того года, то есть о святках, ездили родители мои на богомолье в Адрианов монастырь благодарить преподобного Адриана за выздоровление мое, где после обедни и молебна настоятель отец игумен Моисей пригласил родителей в келлию свою и угостил чаем с молоком, что самое и доселе осталось в моей памяти, за что спаси его, Господи!

Из воспоминаний прп. Антония Оптинского