Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бо­язнь смер­ти – от бе­сов. Это они все­ля­ют в ду­шу та­кой страх, что­бы ли­шить на­деж­ды на ми­ло­сер­дие Бо­жие.

преп. Никон

Гос­подь дол­го­тер­пит. Он тог­да толь­ко прек­ра­ща­ет жизнь че­ло­ве­ка, ког­да ви­дит его го­то­вым к пе­ре­хо­ду в веч­ность или же ког­да не ви­дит ни­ка­кой на­деж­ды на его исп­рав­ле­ние.

преп. Амвросий

Дерз­ка и сме­ла от сме­ха,– стра­ха Божь­е­го, ста­ло быть, нет.

преп. Амвросий

«Хоть сзади, да в том же стаде»

Сын Божий сходил с небес для спасения грешных и многого от нас не требует, а только искреннего покаяния, как Сам глаголет во Святом Евангелии: не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9: 13). И паки: радость будет на небеси о единем грешнице кающемся, нежели о девятидесятых и девяти праведник, иже не требуют покаяния (Лк. 15: 7).

«Хоть сзади, да в том же стаде»Никакая добродетель так не приятна Богу как смирение. А смиряться удобнее неисправному подвижнику, нежели строгому и исправному, чему ясный пример мытаря и фарисея. Правда, что не все строгие подвижники подражают фарисею. Благоразумные из них и смиренные занимают у Бога первое место; а уже позади их стоят слабые, кающиеся и смиряющиеся. Но обносится мудрое слово: хоть сзади, да в том же стаде, о котором Пастыреначальник и Спас душ наших глаголет: Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш (Небесный) дати вам Царство (Лк. 12: 32).

Как слабые, так и строгие подвижники всегда должны испытывать себя тщательно, есть ли в нас залог истинного смирения. Святой Иоанн Лествичник пишет: «иное есть возноситься, иное — не возноситься, а иное — смиряться. Первый судит весь день; второй, хотя не судит, но и себя не осуждает; третий, будучи не осужден, всегда сам себя осуждает». Слова Лествичника ясно показывают, что если мы дозволяем себе судить других, то настоящего смирения в нас нет. Залог истинного смирения обозначается самоуничижением и самоукорением, без которого, по слову святого аввы Дорофея, трудно устоять человеку на пути благочестия.

Из писем прп. Амвросия Оптинского