Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не бес­по­кой­ся мно­го о уст­рой­стве сво­ей судь­бы. Имей толь­ко не­ук­лон­ное же­ла­ние спа­се­ния и, пре­дос­та­вив Бо­гу, жди Его по­мо­щи, по­ка не при­дет вре­мя.

преп. Амвросий

Как ска­жешь: „Вси свя­тии, мо­ли­те Бо­га о мне!“ — так все свя­тые воск­лик­нут на не­бе: „Гос­по­ди, по­ми­луй!“ — и бу­дет те­бе при­об­ре­те­ние.

преп. Нектарий

По­мыс­лы сту­жа­ю­щие и бес­по­ко­я­щие име­ют мно­гое раз­ли­чие: при­лог, или при­ра­же­ние по­мыс­ла, не име­ет гре­ха, но есть ис­кус на­ше­го са­мов­лас­тия, к че­му оное прек­ло­ня­ет­ся – к ним ли, или к соп­ро­тив­ле­нию им, а ког­да бы­ва­ет сос­ло­же­ние и со­че­та­ние с оны­ми страсть­ми, счи­та­ет­ся гре­хом и под­ле­жит по­ка­я­нию. Не в си­лах бу­ду­чи са­ми про­ти­вить­ся оным, долж­но при­бе­гать к Бо­гу, по­вер­гать свою не­мощь и про­сить Его по­мо­щи, про­сить и Ма­терь Бо­жию о по­мо­щи на оные. Ког­да кто одо­ле­ва­ем бы­ва­ет по­мыс­ла­ми, то это знак, что пред­ва­ри­ла гор­дость, и по­то­му на­доб­но чрез оные бо­лее сми­рять­ся.

преп. Макарий

Мирное устроение

Одной из главных причин всегда мирного устроения о. архимандрита Моисея и вместе с тем одной из отличительных и замечательных черт его составляло то, что он никогда не желал настойчиво, чтобы исполнялась его воля, но напротив, с совершенною покорностью и в малом, и в великом предавался воле Божией. Как и что не случись, он никогда ничем не возмущался.

Мирное устроениеСлучалось, что дает он кому-либо из братии поучение, а по обстоятельствам оно исполняется не так, как он предполагал. «Видно, не было на то воли Божией», – говорил он в подобных случаях и спокойно отказывался от прежнего своего предложения. «На все потребно иметь готовое терпение», – еще говорил он, – и хотеть не иначе как будет, дабы не нарушилось спокойствие духа». Всем советовал он держаться, как он выражался, мирного правила преподобного аввы Дорофея: «Не желай, чтобы все делалось так, как ты хочешь; но желай, чтобы оно было так, как будет, и таким образом будешь мирен со всеми». И сам среди труднейших обстоятельств в исполнении этого правила находил себе спокойствие духа. На нем во всей силе исполнились слова святого Дорофея: «Кто не имеет своей воли, того желание всегда исполняется. Поелику таковой не имеет своего желания, то, что бы не случилось с ним, он всем бывает доволен, и так оказывается, что он всегда исполняет свои желания…».

Дальних предположений на будущее о. Моисей никогда не любил делать. Случалось, что рабочие, не окончив еще начатого дела, испрашивали его распоряжений относительно другого дела, которое еще имелось ввиду впереди, но Старец никогда не соглашался толковать о чем-либо вперед, а приказывал вопрошавшим приходить в свое время или по окончании дела. «Утре воля Божия да будет», – говаривал он. Спокойно делались все дела, потому что он никогда не покушался переделывать обстоятельства по своим предположениям, а напротив, предположения свои приноравливал к обстоятельствам, усматривая в последних волю Божию.

Из жития прп. Моисея Оптинского