Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бо­лее все­го сми­ряй­те се­бя в мыс­ли пред Бо­гом и людь­ми, чрез что и Царствие Бо­жие уз­ри­те внутрь се­бя, и в то вре­мя бу­дет ли­цо ва­ше си­ять бла­го­го­вей­ным спо­кой­стви­ем и при­ят­ною улыб­кою.

преп. Антоний

Ког­да при­хо­дит хо­лод­ность и рас­се­ян­ность, сму­щать­ся этим не долж­но, а долж­но в это вре­мя бо­лее уко­рять се­бя пред Гос­по­дом и сми­рять­ся, счи­тая се­бя греш­ней­шею па­че всех че­ло­век.

преп. Иосиф

Что­бы вой­ти в Царство, преж­де все­го на­до быть сми­рен­ны­ми. Как же по­лу­чить сми­ре­ние? Как на­­учить­ся это­му ве­ли­ко­му ис­ку­с­ству? На­до мо­лить Гос­по­да о нис­пос­ла­нии нам это­го да­ра. В од­ной из ве­чер­них мо­литв мы чи­та­ем: „Гос­по­ди, даждь ми сми­ре­ние, це­ло­муд­рие и пос­лу­ша­ние".

преп. Варсонофий

Первая исповедь

Преподобный Никон Оптинский говорит, что «…Исповедь — это духовный суд. Исповедник — судья, а исповедающий свои грехи — преступник. И, как кающемуся преступнику, подобает ему иметь не только душевное сокрушение о содеянном зле, но и телесно выражать свою виновность, ибо душа и тело человека неразрывны». Исповедь — суд…Не от того ли человеку страшно порой приступать к этому Таинству? Ведь мы чаще испытываем себя в роли судьи, но не подсудимого, а тут оказывается, что ты — преступник.

Таинство исповеди заставляет человека оглянуться на самого себя, познать себя настоящего. И когда он видит весь ужас, несоответствие действительности своего «я» представлениям о себе, у него возникает страх открыть эту правду.

Каждый человек исповедовался впервые, неся в сердце это состояние, но что бывает после, он уже не забудет и будет стремиться к более частому приступанию к этому таинству.

Состояние человека при первой исповеди во все времена одинаково, и вот как это было с одной женщиной, не исповедающейся с детства и пришедшей к преподобному Нектарию.

Преп. Нектарий Оптинский

От церкви эта женщина была далека и к старцу попала случайно, сопровождая больного мужа. Отец Нектарий произвел на нее сильное впечатление, и, когда предложил ей исповедоваться, она согласилась. Он подвел ее к иконам и сказал: «Стой здесь и молись!», а сам ушел к себе в келию. Стоит она, смотрит на иконы, и не нравятся они ей — нехудожественные, даже лампадка кажется никчемной. В комнате тихо, и только за стеной старец ходит, чем-то шелестит. И вдруг почувствовала она грусть и умиление и невольно незаметно начала плакать. Слезы застилали ей глаза, она уже не видела икон и лампадки, а только радужное облако перед глазами, за которым ощущалось Божие присутствие. Когда вошел старец, она стояла вся в слезах.
— Прочти «Отче наш», — велел.

Кое-как, запинаясь, прочла.
— Прочти «Символ веры».
— Не помню.

Тогда отец Нектарий сам стал читать и после каждого члена спрашивал: «Веруешь ли так?» На первые два женщина ответила: «Верую!» Как дошло до третьего члена, то сказала, что не понимает его, а к Богородице ничего не чувствует. Батюшка укорил ее и велел молиться о вразумлении Царице Небесной, чтобы Та Сама ее научила, как понимать «Символ веры». И про большинство других членов «Символа веры» женщина говорила, что не понимает их, и никогда об этом не думала, но плакала горько и все время ощущала, что ничего скрыть нельзя, и бессмысленно было бы скрывать, и что с ней вот сейчас как бы прообраз Страшного Суда. Старец о личных грехах ее спрашивал как ребенка. Так, что она стала отвечать ему с улыбкой сквозь слезы, и потом простил ей все грехи с младенчества…

Будем стараться помнить то благодатное чувство чистоты после исповеди и будем чаще прибегать к Таинству покаяния.

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь