Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нуж­но не ма­ло­ду­ше­ст­во­вать. Ведь без ис­ку­ше­ний не про­жи­вешь: кто есть, иже по­жи­вет и не уз­рит смер­ти (Пс. 88, 49), т.е. ис­ку­ше­ния? Ис­ку­ше­ние до­ро­го тем, что со­де­лы­ва­ет тер­пе­ние, тер­пе­ние – ис­ку­с­ство. Не будь ис­ку­ше­ний, мы и ос­та­лись бы не­ве­жа­ми глу­пы­ми. Бу­дем же об­ви­нять в сво­их бе­дах се­бя, а не дру­гих.

преп. Анатолий

Сво­бо­да су­ществ ра­зум­ных всег­да ис­пы­ты­ва­лась и до­се­ле ис­пы­ты­ва­ет­ся, по­ка ут­вер­дит­ся в доб­ре. По­то­му что без ис­пы­та­ния доб­ро твер­до не бы­ва­ет. Вся­кий хрис­ти­а­нин чем-ли­бо да ис­пы­ты­ва­ет­ся: один бед­нос­тию, дру­гой бо­лез­нию, тре­тий раз­ны­ми не­хо­ро­ши­ми по­мыс­ла­ми, чет­вер­тый ка­ким-ли­бо бедстви­ем или уни­чи­же­ни­ем, а иной раз­ны­ми не­до­у­ме­ни­я­ми. И этим ис­пы­ты­ва­ет­ся твер­дость ве­ры, и на­деж­ды, и люб­ви Бо­жи­ей.

преп. Амвросий

По­кой обе­щан нам в бу­ду­щем ве­ке, а здесь на зем­ле – труд и ис­ку­ше­ние. Бла­жен че­ло­век, иже пре­тер­пит ис­ку­ше­ние (Иак. 1, 12).

преп. Моисей

СТРОИТЕЛЬ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

Прп. Моисей Оптинский

Преподобный Моисей Оптинский (в миру Тимофей Иванович Путилов) родился в Борисоглебске в благочестивой, верующей купеческой семье. Тимофей был третьим из десяти детей Путиловых. Двое братьев Тимофея: Александр (прп. Антоний Оптинский) и Иона (игумен Саровской обители Исаия), также как и он, пошли по монашескому пути.

В их жизни состоялась встреча с великими старцами: преподобным Серафимом Саровским, схимонахом Марком, проходившим подвиг юродства, игуменом Назарием, восстановителем Валаама. После трехлетнего проживания в Саровской обители Тимофей поступил в Свенский Успенский монастырь, а после ушел к Рославльским пустынножителям, где прожил 10 лет под руководством иеросхимонаха Афанасия и был келейно пострижен в монашество с именем Моисей. Во время пустынной жизни отец Моисей созрел духовно, он приобрёл сосредоточенность, молчание, внимание, дар молитвы, глубокое знание учения Святой Церкви и святоотеческих творений. Из его дневниковых записей в то время можно судить о его духовной высоте: «…блеснуло в уме разумение относительно до сожительствующих со мной братий, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои».

«Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике» (Мф. 5, 15) , — эти слова применительны к прп. Моисею. Когда он созрел для духовного руководства, Господь переменил обстоятельства его жизни и призвал его на высшее служение, вручив ему пастырство и настоятельство.

6 июня 1821 года с четырьмя пустынножителями, по благословению Калужского Преосвященного Филарета (впоследствии митрополита Киевского), отец Моисей поселился на монастырской пасеке Оптиной пустыни и основал там скит во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Через год он был рукоположен в иеромонаха и определен духовником обители. Через пять лет отец Моисей назначен строителем Оптиной пустыни, которой управлял в течение 37 лет. Его трудами произошло преображение оптинской обители. Число братии увеличилось в несколько раз, был расширен Введенский собор, построены церковь во имя прп. Марии Египетской и кладбищенская церковь, новые братские корпуса, каменная ограда и множество других зданий, разведено монастырское хозяйство, собрана библиотека, расцвела книгоиздательская деятельность Оптиной пустыни — все это при постоянном недостатке средств и больших долгах обители. Но главное внимание отца Моисея как настоятеля было обращено на духовное воспитание братии. При нем учреждено и упрочилось в Оптиной старчество, с помощью отцов Льва и Макария. На этом пути ему пришлось претерпеть множество скорбей и препятствий, т. к. Преосвященный Калужский Николай (Соколов) не принимал старчество и относился к Оптиной строго: забирал у отца Моисея в другие монастыри нужных ему людей, неохотно принимал в братию Оптиной, устраивая экзамены, запрещал старчествовать старцу Леониду.

Сам строгий постник и подвижник, преподобный Моисей был преисполнен самой нежной любовью к людям и снисходителен к их погрешностям. Чудо жизни отца Моисея и его служения — сама Оптина, процветшая и прославившаяся, ставшая центром духовной жизни России.

29 июня 1862 года последовала кончина отца Моисея. Были явлены и его нетленные честные мощи. При захоронении новопреставленного преподобного Антония разломали склеп и обнаружили гроб преподобного Моисея совершенно как новый, несмотря на сырость грунта. Приоткрыв гроб, увидели, что тело его осталось нетленным. В 1996 году он был причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года — Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Святые мощи преподобного Моисея покоятся в Казанском храме рядом с мощами его брата, игумена Антония.

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь