Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ми­мо­лет­ные мыс­ли, к ко­то­рым серд­це не при­леп­ля­ет­ся, быст­ро про­хо­дят, как в ка­лей­дос­ко­пе. Ум наш ни­ког­да не ос­та­нав­ли­ва­ет­ся, всег­да за­нят. Дур­ные мыс­ли не на­до счи­тать сво­ей не­отъ­ем­ле­мой собствен­ностью, они не от на­ше­го ес­те­ст­ва. Не мо­жет один и тот же ум и сла­вос­ло­вить Бо­га, и ху­лить. На та­кие мыс­ли не на­до об­ра­щать вни­ма­ние, на­до выб­ра­сы­вать их, как сор, как неч­то по­сто­рон­нее.

преп. Никон

Ес­ли ка­кая-ли­бо дур­ная мысль не­отс­туп­но при­хо­дит на ум и серд­це к ней при­леп­ля­ет­ся, со­чу­в­ству­ет ей, тог­да на­до при­ло­жить все си­лы, что­бы выб­ро­сить ее с по­мощью мо­лит­вы Ии­су­со­вой и ис­по­ве­да­ни­ем стар­цу.

преп. Никон

Нам не на­до ни­ког­да ос­та­нав­ли­вать­ся на по­мыс­лах. Пусть идут ми­мо, ес­ли они приш­ли к нам, от­ра­жай­те их Ии­су­со­вой мо­лит­вой. Пусть не на­хо­дят они в серд­цах на­ших со­чу­в­ствия се­бе. Ста­рай­тесь очи­щать свои серд­ца, для это­го-то и не­об­хо­ди­ма, кро­ме мо­лит­вы Ии­су­со­вой, па­мя­ти Бо­жи­ей, тща­тель­ная и отк­ро­вен­ная ис­по­ведь.

преп. Никон

О сомнениях и ропоте

Нередко у людей возникает ропот на Бога, чаще всего когда в нашей жизни что-то происходит помимо нашей воли и нам кажется, что это не должно было произойти, — тем более если мы об этом Бога просили, если мы молились, и вдруг помимо нашей воли и вопреки нашим молитвам происходит совсем не то, что мы хотели бы видеть. И когда мы, несмотря на наши просьбы и молитвы, не обретаем просимое, но встречаемся со скорбью, болезнью или смертью наших близких, нередко возникает тот самый вопрос, который запечатлен на страницах нашей литературной классики: «Где же Бог?»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Действительно, где Бог? Просим, надеемся, связываем с нашей молитвой не только надежду, но и ожидание того, что произойдет, — а оно не происходит. И нередко люди в результате этой неразрешенной, неосуществившейся надежды, начинают роптать на Бога: «где же Ты? почему Ты меня не слышишь?»

Может быть, это самый страшный момент в человеческой жизни — когда в душе возникает ропот, протест, бунт против Бога. И мы знаем, что это происходило и происходит не только в личной жизни. Разве революционные потрясения не были неким бунтом против Бога? Кто-то разуверился в Боге, потому что не получил желаемое, а раз не получил — значит, и Бога нет. Если не случилось то, что я хотел и о чем так просил, значит, небеса не отвечают, а не отвечают потому, что на небе никого нет…

Действительно, Господь не всегда слышит наши молитвы и не всегда поступает так, как мы бы хотели, чтобы Он поступил. Но ваши пути — не Мои пути (Ис. 55, 8), говорит Господь. Нам не дано видеть всю перспективу нашей жизни, включая вечность. Мы лишены этого видения, а потому не можем не то что судить Бога, но и выражать несогласие с Его волей. Лучшим свидетельством того, что Сын Божий не был услышан, является изображение, которому мы сегодня поклоняемся. Но через эту жертву Спасителя, которой Он как человек хотел избежать, через Его страдания на Кресте весь мир получил спасение.

Так и на нашем жизненном пути, когда мы сталкиваемся с трудностями, опасностями, невзгодами, болезнями, когда мы просим Господа «пощади, помоги», и в какой-то момент сознаем, что помощь не пришла, — это не значит, что Бог нас не слышит. Но это значит, что в Его перспективе вечности наша просьба несостоятельна, что она проистекает от нашего неведения, от нашей слабости, от нашей ограниченности. Но, как сказано в Слове Божием, ваши пути — не Мои пути, а стало быть, мы не можем до конца знать волю Божию.

Сегодняшний день учит нас тому, чтобы мы были верными Господу, чтобы мы всегда с благодарением принимали Его волю, чтобы мы просили о том, чтобы над нами совершилась воля Божия — даже когда нам уж очень чего-то хочется. Молитва должна быть не «Господи, дай мне это», «Господи, мне хочется это иметь», «Господи, я хочу поступить так, а не иначе», — но «на все Твоя святая воля, и я приму все, что Ты возжелаешь сотворить со мною на моем жизненном пути».

(Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла 17 апреля 2020 года)