Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да най­дет ханд­ра, не за­будь уко­рять се­бя, вспом­ни, сколь­ко ви­но­ва­та пред Гос­по­дом и пе­ред со­бою, и соз­най, что не­дос­той­на ни­че­го луч­ше­го, и тот­час по­чу­в­ству­ешь об­лег­че­ние.

преп. Амвросий

Ску­ка уны­нию вну­ка, а ле­ни дочь. Что­бы про­г­нать ее прочь, в де­ле пот­ру­дись, в мо­лит­ве не ле­нись, тог­да и ску­ка прой­дет, и усер­дие при­дет. А ес­ли к се­му тер­пе­ния и сми­ре­ния при­ба­вишь, то от мно­гих зол се­бя из­ба­вишь.

преп. Амвросий

Со­ве­тую обод­рять се­бя мо­лит­вою, хо­тя крат­кою, и упо­ва­ни­ем, что как пос­ле зи­мы и су­ро­вой не­по­го­ды при­хо­дит при­ят­ная вес­на, так и пос­ле ску­ки не за­мед­лит по­ка­зать­ся при­ят­ная от­ра­да, а по­се­му этою на­деж­дою и уте­шай­те се­бя.

преп. Антоний

Вера – основа взаимоотношений
с Богом

Случается, добрые благочестивые христиане внезапно заканчивают свое земное бытие в непредвиденных обстоятельствах, в страшной катастрофе, не исповедовавшись и не причастившись. А какой-то человек, живший вроде бы скверно, скончался внешне благочестиво – и исповедовался, и причастился. Откуда такая несправедливость? Этот вопрос из разряда тех, которые не могут быть адресованы земному человеку. Их можно задать только Богу, потому что только Он знает ответы на них.

Есть еще один очень распространенный подобный вопрос. В мире так много несправедливости: много войн, много страданий. А где же Бог? Что же это за Бог такой жестокий, который попускает все это? Некоторые люди настолько отождествляют себя с этим вопрошанием, что не могут переступить грань между безверием или верой. Они отвергают саму идею Бога только потому, что не могут найти рациональный ответ на этот вопрос, на который может ответить только Бог. Мы ничего не знаем о том загробном мире, где встречаются Бог и человеческая душа. Поэтому у нас и нет ответов на те вопросы, которые лежат за гранью, отделяющей этот мир от жизни будущего века…

В ином мире нет понятия веры, потому что там – знания. Богу же было угодно, чтобы отношения человека с Ним в этой земной жизни строились на вере, – той самой вере, которая допускает и сомнения, и желание ответить на самые трудные вопросы. Эти вопросы проводят человека через мучительное и одновременно очень важное и даже радостное преодоление сомнений и заблуждений. Вера открывает для человека свободу в общении с Богом. И только в этом мире свободы и веры оправдываются все наши свободные и сознательные движения навстречу к Богу. Господь никого не принуждает. Мы живем в мире вопросов и сомнений, но в этом же мире есть и вера.

Дай Бог всем нам осознать, что вера – это реальность, соединяющая нас с иным миром. Нет веры – нет религиозной жизни. Нет религиозной жизни – нет присутствия Бога в человеческом бытии. А трудные вопросы всегда останутся. И даже те, кто думает, что решил для себя все эти загадки, все равно в глубине души будут сомневаться. Богу угодно проводить нас через сомнения и соблазны для того, чтобы укреплялась наша вера.

Из слов Святейшего Патриарха Кирилла в авторской программе «Слово пастыря», 12 июня 2014 года