Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Поз­най­те ко­рень гне­ва и ярос­ти: он есть гор­дость; про­ти­во­по­лож­ным оно­му сми­ре­ни­ем ис­тор­гай­те его, при по­мо­щи Бо­га, при­зи­ра­ю­ще­го на сми­рен­ные.

преп. Макарий

Сму­ща­е­тесь, и в ду­ше ки­пит на всех зло. Это от са­мо­лю­бия и тщес­ла­вия. Ста­рай­тесь всег­да счи­тать се­бя пред Гос­по­дом ху­же и греш­нее всех на све­те и мо­ли­тесь в это вре­мя: Гос­по­ди, по­ми­луй нас греш­ных, ра­зу­мея и се­бя, и тех, на ко­го гне­ва­е­тесь.

преп. Иосиф

Ник­то не дол­жен оп­рав­ды­вать свою разд­ра­жи­тель­ность ка­кою-ни­будь бо­лез­нию, — это про­ис­хо­дит от гор­дос­ти. А гнев му­жа, — по сло­ву свя­то­го апос­то­ла Иа­ко­ва, — прав­ды Бо­жия не со­де­ло­ва­ет (Иак. 1, 20). Что­бы не пре­да­вать­ся разд­ра­жи­тель­нос­ти и гне­ву, не долж­но то­ро­пить­ся.

преп. Амвросий

Нетление – не всегда признак святости, а тление – греховности почившего

Действительно, теперь на Афоне нет мощей, как говорят, по следующему обстоятельству.

Один благочестивый старец жил там в безмолвии и уединении, и ученика своего всегда поучал держаться безмолвной и уединенной жизни. По кончине старца через год, по обычаю Афонскому, разрыли могилу и нашли главу старца, источающую благовонное и целительное миро. Многие стали ходить на поклонение этой главе, и мазались целебным миром, и тем нарушали безмолвие ученика. Поэтому он с упреком сказал почившему старцу: "Отче! Ты при жизни своей всегда поучал меня безмолвию и уединению, а по смерти своей нарушаешь это".

После этих слов благовонное и целебное миро иссякло, и осталась одна простая кость, и люди перестали ходить на поклонение. И говорят, что после этого находили в могилах одни кости желтые, или белые, или черные, по которым и различали состояние почивших душ; или находили нерастлевшие тела темные.

О таких всем братством молились в продолжении трех лет, ежегодно разрывая могилу, и прося местных архиереев читать разрешительную молитву. Некоторые тела, и по прошествии трех лет, остаются нерастлевающимися. Так их и оставляют.

Нетление – не всегда признак святости, а тление – греховности почившегоПричину этому домышляют такую: грехи против Бога Бог прощает по молитвам других, особенно по молитвам церковным и за поминовение на Бескровной Жертве, или за милостыню, подаваемую за сих умерших; а грехи против ближнего — обиду и неправду — Бог не прощает, если обидевший и неправдовавший вовремя не удовлетворит обиженного, или не примирится испрошением прощения.

В России же много мощей святых: Преподобного Сергия Радонежского, святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского и многих других, которые о святости своей свидетельствуют чудесами.

Бывают и грешные тела нерастлевающимися. В одном монастыре случайно открыли тело одного иеродиакона, нерастлевшееся и темное.

Местный архиерей в это время ездил по епархии. Владыку попросили прочитать разрешительную молитву над сим телом. Но, и по разрешительной молитве, тело осталось в одинаковом положении. Владыка спросил, кто он был, и что за причина такого положения. В ответ услышал, что он был единственный сын бедной вдовы и против воли матери пошел в монастырь; а мать, по причине бедности, всегда на него роптала, и кто-то проговорил, что мать его и до сих пор жива. Владыка приказал отыскать мать. Привели девяностолетнюю старуху, согбенную. Владыка, указывая на положение ее сына, сказал, чтобы она простила его. Но старуха, отворачиваясь, не соглашалась, повторяя: "Я столько горя перетерпела через него!"

Владыка продолжал убеждать старуху, и наконец сказал: "Если не простишь, то и сама будешь связана". Убежденная старуха, как бы нехотя, сказала: "Ну, Бог его простит!" Темное тело тотчас рассыпалось в прах.

Во исполнение слов Господних (Быт. 3: 19): земля ecu, и в землю отъидеши, и в мощах предается тлению часть некая: или пальцы какой-либо руки или ноги, или что иное. Недавно в Зосимовской пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого кряжа гроб, и сделали новый деревянный гроб, и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению. Вот и равноапостольного князя Владимира осталась нетленной только глава, а из всего тела — одни кости. При конце мира, по трубному гласу Архангела, тело душевное изменится и претворится в тело духовное.

Из писем прп. Амвросия Оптинского