Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли чувству­е­шь, что гнев объ­ял тебя, сох­ра­няй мол­ча­ние и до тех пор не го­во­ри­ ни­че­го, по­ка неп­рес­тан­ною мо­лит­вою и са­мо­у­ко­ре­ни­ем не ути­шит­ся твое серд­це.

преп. Иларион

В нас­то­я­щее вре­мя лю­ди ве­ка се­го смот­рят на нас, ве­ру­ю­щих, как на юро­ди­вых, как на глу­пых. Им не нра­вит­ся на­ша Пра­вос­лав­ная ве­ра, на­ши цер­ков­ные пос­та­нов­ле­ния, пра­ви­ла и об­ря­ды. Они сме­ют­ся през­ри­тель­но над всем, для нас свя­щен­ным. Час­то при­хо­дит­ся слы­шать от ве­ру­ю­щих, вы­нуж­ден­ных жить сре­ди ми­ра враж­деб­но­го, как тя­же­ло пе­ре­но­сить им пос­то­ян­ные нас­меш­ки, глум­ле­ния. На­до честью для се­бя счи­тать та­кое от­но­ше­ние. Аще уко­ря­е­ми бы­ва­е­те о Хрис­то­вом име­ни, бла­же­ни, яко сла­ва и Дух Бо­жий на вас по­чи­ва­ет, — ска­зал апос­тол Петр (1 Пет. 4, 14). Ес­ли над на­ми сме­ют­ся, ес­ли нас не лю­бят, зна­чит, мы — не от ми­ра се­го. Огор­чать­ся и сму­щать­ся та­ким от­но­ше­ни­ем к нам не сле­ду­ет.

преп. Никон

Тог­да бу­дут пре­да­вать вас на му­че­ния и уби­вать вас; и вы бу­де­те не­на­ви­ди­мы все­ми на­ро­да­ми за имя Мое (Мф. 24, 9). Сло­во это от­но­сит­ся ко всем хрис­ти­а­нам, ко­то­рые жи­ли в пер­вые ве­ка хрис­ти­а­н­ства и бу­дут жить в пос­лед­нее вре­мя Церк­ви Хрис­то­вой на зем­ле.

преп. Варсонофий

День памяти преподобномученика
Пантелеймона (Аржаных)

Павел Тимофеевич Аржаных родился в Орловской губернии в 1872 году, с раннего возраста много помогал семье по хозяйству, работал у помещика, подрабатывал у крестьян. Семья была бедной, работать приходилось много. Несмотря на это, Павлу удавалось иногда приезжать в Оптину пустынь. Но перед окончательным приходом в монастырь была еще служба в армии, где Павел прошел обучение на фельдшерских курсах и стал ротным фельдшером.

В 1900 году Павел Тимофеевич приходит в монастырь. В монашестве, с учетом профессии и предваряя будущее послушника как мученика, ему дали имя в честь целителя и великомученика Пантелеймона. В 1911 году монах Пантелеймон был рукоположен в иеромонахи. Он несет послушание в лазарете Оптиной, а с 1915 года становится казначеем монастыря.

После закрытия монастыря власти начали изгонять монахов из обители. Тем, кто отрекся бы от монашества, давали возможность здесь жить, изгоняемым же выдавали две смены одежды и белья – и всё. Никто из оптинской братии от монашества не отрекся. Отец Пантелеймон перебрался в Козельск в 1925 году. К этому моменту там образовался «монастырь без стен» – около сотни монашествующих из Оптиной и Шамординского монастыря жили в городе, собираясь вместе на службы в городском храме. В 1926 году иеромонаха Пантелеймона возвели в сан игумена.

9 июня 1930 года в Козельске произошло столкновение крестьян с милицией и власти воспользовались этим поводом чтобы обвинить монашествующих в организации подпольного монастыря и намерении восстановить монархический строй. По этому обвинению, которое, конечно, не имело под собой оснований, отец Пантелеймон был приговорен к лагерному заключению и впоследствии был сослан в Елец, где и остался служить псаломщиком после ссылки.

Здесь его застали гонения 1937 года. И снова назначенные следователями «свидетели» дают показания о якобы контрреволюционной деятельности. Эти показания представляют собой пересказ проповедей отца Пантелеймона. В одной из них батюшка поминает замученного советской властью митрополита Петра Крутицкого и призывает всех православных «… быть такими же твердыми, каким был он, так же бороться с врагами веры православной, как боролся он…». Большего следствию и не нужно. Тройка НКВД вынесла приговор, по которому 29 ноября 1937 игумена Пантелеймона расстреляли и захоронили в общей безвестной могиле.

Батюшка, как и митрополит Петр Крутицкий, как и миллионы других мучеников за веру, остался тверд и верен Богу и Православию до конца.

Преподобномучениче Пантелеймоне, моли Бога о нас!

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь