Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да при­хо­дит хо­лод­ность и рас­се­ян­ность, сму­щать­ся этим не долж­но, а долж­но в это вре­мя бо­лее уко­рять се­бя пред Гос­по­дом и сми­рять­ся, счи­тая се­бя греш­ней­шею па­че всех че­ло­век.

преп. Иосиф

Что­бы вой­ти в Царство, преж­де все­го на­до быть сми­рен­ны­ми. Как же по­лу­чить сми­ре­ние? Как на­­учить­ся это­му ве­ли­ко­му ис­ку­с­ству? На­до мо­лить Гос­по­да о нис­пос­ла­нии нам это­го да­ра. В од­ной из ве­чер­них мо­литв мы чи­та­ем: „Гос­по­ди, даждь ми сми­ре­ние, це­ло­муд­рие и пос­лу­ша­ние".

преп. Варсонофий

Сми­ре­ние мож­но стя­жать пос­ре­д­ством пос­лу­ша­ния. Че­ло­век, под­чи­ня­ю­щий свою во­лю ду­хов­но­му ру­ко­во­ди­те­лю сво­е­му, по­беж­да­ет гор­дость и при­об­ре­та­ет сми­ре­ние.

преп. Варсонофий

Слово в день памяти
преподобного Амвросия Оптинского

Прп. Амвросий Оптинский

Ныне мы совершаем память преподобного Амвросия, старца Оптинского. Преподобный был человеком мягкой любвеобильной души, полной снисхождения к слабостям человеческим. Нет, он не потворствовал им, всё грязное, нечистое отталкивало его, и он очень строго относился к тем, которые без угрызения совести нарушали правила нравственности. Но если в согрешившем преподобный Амвросий видел искреннее раскаяние, сердечную скорбь о грехах своих, то преображался. Лаской и прощением отзывался он на покаянные слёзы и этим сердечным участием тотчас снимал тяжесть греха с грешника. «Батюшка с тебя скорбь-то, как шубу снимает», — выразился о нём духовный сын. Христианская любовь была отличительным свойством преподобного. Не та пристрастная языческая любовь, любящая только любящего его и делающая добро только тем, которые почему-нибудь полезны или приятны для неё, но та любовь, которая во всех людях видит прежде всего образ и подобие Божие — и любит его, и плачет о его искажениях. И не гордым словом упрёка встречает слабости и немощи человеческие, но все их несёт на себе. Та любовь, которая заставила одного святого в молитвах с дерзновением воззвать к Богу: «Господи, если я приобрёл благодать пред Тобою, если я достиг Царства Небесного, то вели и братьям моим войти со мною, а без них и я не пойду туда». Этой же любви он учил и всех духовных чад своих, её особенно старался насадить в их душах: «Господь наш Иисус Христос две исходные заповеди изрёк ученикам своим: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам. И паки: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. Не вотще повторяется мудрое слово старинных людей: «Где мир и любовь, там и Бог». А «где Бог, там всякое благо». Постараемся не только прощать, но вместе и сами ни к кому не иметь ненависти. Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть». «Чада духовные! понудим себя иметь ко всем любовь и благорасположение, доброжелательство ко всем любящим и нелюбящим нас, благосклонным и неблагосклонным, благоприветливым и неблагоприветливым. Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Боге пребывает».

Митрополит Трифон (Туркестанов)